Записки небывалых критиков: Канны-2017. «Окча», «Хорошее время» и «Лишний человек»

Окча, режиссёр — Пон Джун Хо

Влада: Шум вокруг «Окчи» начался уже довольно давно, поэтому это один из тех фильмов, которые хотелось посмотреть с самого объявления официального конкурса. Сотрудничество c любимым Neflix, такой разношёрстный актерский состав (с потрясающей Тильдой Суинтон и не менее очаровательным Полом Дано), и не самая очевидная эко-проблема для Каннского фестиваля – всё это выглядело привлекательно.

«Окча», 2017, фото: IMDb

На деле фильм оказался более тяжелым и вдумчивым. «Окча» начинается как милое детское кино про дружбу, но по мере развития сюжета радость меркнет, уступая более серьёзным и малоприятным вопросам. Но даже самые беспросветные моменты Пон Чжун Хо разбавляет юмором, который здесь удивительно тонкий: взять хоть «Фронт по освобождению животных» и их методы борьбы, которые до последнего момента выглядят как проказы Кевина из «Один дома». Кстати, «Окчу» вообще можно смотреть как киноведческую викторину в стиле «Узнай, что за фильм». Это классный интерактив для тех, кто хочет проверить свои знания о жанре экшн и восточных боевиках, о творчестве Уэса Андерсона, Линклейтера, или даже Тарантино. Пон Чжун Хо берет лучшие традиции из тех жанров и текстов, с которыми работает, и начинает их видоизменять – например, доводить до такого абсурда, когда веришь и воспринимаешь серьезно абсолютно всё. Такое «ещё чуть-чуть и больше» и делает фильм трогательным, тяжелым, но все равно смешным, не теряя страшно важную мысль. Китчевый бизнес против решительной морали, корыстный Запад против наивного Востока и фанатизм со всех сторон – эти и другие новости в сказке Пон Чжун Хо.

Марфа: Кажется, что уже все синефилы не раз обсудили (и после первой Каннской пресс-конференции повторили свои разговоры) компанию Netflix и её место в кинематографическом мире. «Окча» — вот причина ещё раз пересмотреть свои взгляды на малый экран. Фильм с самого начала был встречен свистом из-за отказа показывать его на экранах французских кинотеатров, а затем и на фестивале случилась техническая накладка. Непонятные силы попытались воспрепятствовать проникновению нового, но 70-й фестиваль удивил и ещё будет этим удивлять.

«Окча», 2017, фото: IMDb

Перейдём к фильму: девочка Ми-джа и её суперсвинья (супер — значит гигантского размера) спокойно живут в горах до того, как оказывается, что Окча – на самом деле часть проекта инновационной мясной разработки. В итоге, её и Ми-джа забирают, и начинаются приключения. Действительно, в самом начале фильм  умилителен до безумия, а к концу – ужасает до того же состояния. Жанровые трансформации, которые происходят (от боевика к комедии, потом к трагедии, потом опять к детской истории) держат зрителя в напряжении весь фильм. Раскрывать внутреннюю идею здесь было бы просто свинством, однако стоит обратить внимание на её гениальную простоту. Пон Джун Хо сделал микс из звёздных актеров (Тильда Суинтон, Джейк Джилленхол, Пол Дано), полистилийности и огромного зверя, который не виноват, да и вину скинуть не на кого. Смотреть нужно и важно, хоть на экране смартфона, хоть на компьютере. И маленькая подсказка: делайте это внимательно — в каждом эпизоде спрятаны маленькие отсылки, то на «Отель «Гранд Будапешт», то на игру-экшн «Mirror’s Edge».

Хорошее время, режиссёры — братья Сэфди

Влада: «Хорошее время» — второй фильм основной программы, который творит что-то странное с твоим физическим. Здесь снова некогда выдохнуть или расслабиться. Но если Лантимос работал на глубину, то братья Сэфди пользуются тактикой снежного кома, накручивая каждый раз с новой степенью. «Хорошее время» дышит драйвом, сумасшествием и криминалом. Два брата грабят банк в первые пятнадцать минут, но дальше этого что-то описывать — значит бессовестно спойлерить. Можно только пообещать, что самые неожиданные ситуации будут находить такие же неожиданные решения, а самые страшные моменты будут разбавлены остроумными шутками. Но этот фильм не только про дурачество и бунт молодых художников. Это про заботу и ответственность за других, про нежность и любовь между людьми. Это про всех нас аккуратно и не занудно.

Молодые братья Сэфди в сотрудничестве с Робертом Паттинсоном создали замечательное захватывающее кино, которое даже хочется сравнивать с ранними фильмами Скорсезе практически по всем параметрам. Ну а что, не зря же Роб пообещал (а может уже купил) одному из братьев дорогущий японский унитаз за такое кино.

«Хорошие времена», 2017, фото: IMDb

Марфа: Молодые и энергичные братья Бен и Джошуа Сэфди взяли в свою команду не менее бойкого Роберта Паттинсона и сделали драму-криминал «Хорошее время». Скажу сразу: на данный момент это лучшая роль британца. Незамысловатая история: проходимец Паттинсон, использующий в своих целях и девушку и младшего брата (Бен Сэфди), во время последней авантюры теряет из виду последнего и тот попадает сначала в тюрьму, потом в больницу. Оттуда герой больного забрал, но не того (Бадди Дюресс). Тут-то и начались приключения. Хотя, на самом деле, фильм не про дух разнообразных переделок, а про человеческие отношения и их конвенции. Обыгрываются уже общие темы любви в семьи (бабушка-старший брат-младший), друзей и корешей, степени доверия незнакомцам и новая — выбора правильного места в обществе. Преступник должен сидеть в тюрьме? Аутист должен быть с семьёй или в специальной группе?

«Хорошие времена», 2017, фото: IMDb

Фильм так и отдаёт чем-то новым и жизненным: операторские съёмки без стадикама, сверху и снизу, всё в мрачных тонах а-ля «Город грехов», постоянные резкие звуки/шумы. Добавьте в котёл много юмора и белобрысого Эдварда Каллена. Ах да, мата много — так что, конечно, смотреть только в оригинале.

Лишний человек/Спутник Юпитера, режиссёр — Корнель Мундруцо

Марфа: Один из спутников Юпитера – Европа. Место, где своё убежище могут найти беженцы – тоже Европа, но на евразийском континенте. В Каннах Мундруцо уже далеко не в первый раз, и это не первый его фильм про человека, дом и ощущения отчужденности (вспомним «Дельту»). Здесь у нас есть наделённый способностью летать беженец Ариан, который оказался в Венгрии, наткнулся на доктора Штерна и начались их приключения. Весёлыми их можно назвать только частично. Бесконечный мученик-ангел Ариан вызывает симпатии и жалость (ведь это одна из прямых ассоциаций с беженцами), но чего-то в нем не хватало: его образ остаётся одним и тем же на протяжении всего фильма и в конце летит он так же, как и в начале, осматривая с любопытством окрестности.

«Лишний человек», 2017, фото: IMDb

Идея наделить беженца силой супергероя – интересная и храбрая, поэтому фильм однозначно заслуживает внимания, однако излишняя религиозная направленность и однобокость героя мешают зрителю действительно заинтересоваться происходящим. К слову сказать, синематография в этом фильме отменная, и это не может не радовать. На данный момент — это единственная работа из программы, которая акцентирует внимание на картинке, сделанной в лучших традициях Эммануэля Любецки. Сьюзан Зонтаг в свое время писала о нашей пресыщенности ужасным и страшным, выливающимся в равнодушие. В «Спутнике Юпитера» совсем немного об обделённых, но много о потенциальных возможностях и совершенно другой перспективе.

«Лишний человек», 2017, фото: IMDb

Влада: Корнель Мундруцо – частый гость на Каннском фестивале, причём в самых разных секциях, в этот раз приехал с фильмом на всё ещё животрепещущую тему о беженцах в Европе. Правда, в «Спутнике Юпитера» всё не так просто. Это не социальная драма, от которой сжимается сердце, как в том же «Гавре» Каурисмяки. Это что-то новое и интересное. Мундруцо скрещивает любимые массами истории про супергероев с остросоциальным сюжетом. Получается занимательно. Особенно, когда «Спутник» выходит за рамки традиций и того, и другого типа кино. В этом фильме супергерой никак не может найти активное и полезное применение своим способностям, чаще всего спасает только себя и вообще выглядит крайне эгоцентричным. С другой стороны, в этом фильме беженец представляется чудом, которого так не хватает венграм в их жизни, и даже святым, парящим ангелом над униженными и оскорбленными. С какой стороны не подойди – везде столкнешься с нарушением норм, которые и цепляют, заставляя искать спрятанные режиссером идеи. Если внимание не рассеется раньше, чем появится первая пасхалка. Конечно, когда берешься за такой синтез, приходится чем-то жертвовать. «Спутник» находится на перепутье и не дотягивает ни до захватывающей истории о супергерое, ни до серьезного разговора о тяжелой противоречивой жизни мигрантов. Но посмотреть на беженца с суперсилами, периодически парящего как Клуни у Альфонсо Куарона, по-моему, стоит.

Авторы: Влада Лодеск, Марфа Веселова. 

Комментарии: