Подборка хорроров к Хэллоуину. Часть I

7
«Нечто», 1982

Егор Луканин: «Нечто» (1982).

В год своего выхода этот сай-фай хоррор Джона Карпентера не снискал ни расположения критики, ни особой популярности у зрителей. Он был почти полностью раздавлен успехом вышедшего в тот же уик-энд «Инопланетянина» Стивена Спилберга, представившего аудитории совершенно противоположный карпентеровскому взгляд на внеземных гостей. Однако сейчас «Нечто» является наглядным доказательством тезиса «всякое искусство проверяется временем». Картина мастера уже прочно закрепилась в хрестоматии жанра и является одной из самых подходящих и безотказно действующих для просмотра на Хэллоуин. Эффект этот сохраняется до сих пор не только благодаря созданному волшебниками визуальных эффектов инопланетному монстру-хамелеону, дизайн которого внушил бы ужас даже Гансу Гигеру, создавшему «Чужого».

Карпентер просто мастерски использует замкнутое пространство отрезанной от всего мира полярной станции для создания напряжения. «Нечто» — довольно камерная лента, которая всё ещё заставляет почти любого зрителя грызть ногти от волнения, чувствуя ту же паранойю, которую испытывают её герои. Помимо всего прочего, постановщику удалось снять один из самых пугающих и загадочных открытых финалов в истории кино, относительно которого поклонники «страшных» фильмов не перестают спорить вот уже более тридцати лет. Что уж тут сказать?  Карпентер — мастер!

screenshot_2
«Крошка Молли», 2011

Павел Пугачёв: «Тёмная вода» (2001) и «Крошка Молли» (2011).

«Тёмную воду» неизбежно сравнивают с другим совместным фильмом режиссёра Накаты и писателя Кодзи Судзуки — образцовым японским хоррором «Звонок». Между тем, он ничуть не хуже и даже кинематографически интереснее. Мать, расставшись с мужем, переезжает в многоэтажную «панельку» с своей маленькой дочкой. Из стен течёт непонятная жижа, нагнетающая и без того непростую психологическую обстановку. Скоро будут призраки и приветы Стэнли Кубрику. Мистическое здесь становится частью бытового, необъяснимое — психологически обоснованным. Прекрасные актерские работы, безукоризненно выдержанный ритм, чётко соблюденная эстетика, умеренная сентиментальность — настолько тонкой работы у Хидео Накаты не было и не будет.

«Крошка Молли» — новаторский фильм от одного из режиссёров «Ведьмы из Блэр» (худшего их фильма, между прочим). Увы, мало кем оценён в полной мере. Завязавшая наркоманка выходит замуж. В их семейном гнезде начинают происходить странные вещи, которые можно попытаться объяснить рационально, но с каждой минутой в это верится всё меньше. Смесь психологического триллера с хоррором, рефлексия о самой природе ужасного. Медленный, затягивающий, пугающий не звуками или выскакивающими из-за угла призраками, а неизвестностью и ожиданием.

kinopoisk.ru
«Шайтан», 2006

Анастасия Лежакова: «Шайтан» (2006) и «Бабадук» (2015).

«Шайтан» — интересная история о заброшенном доме, куклах, старых преданиях и большой семейной любви. Компания молодых людей попадает в дом к девушке Еве, с которой они познакомились в ночном клубе. За домом присматривает садовник Жозеф. Немного эксцентричный садовник Жозеф. Это одна из наименее известных и наиболее примечательных ролей Венсана Касселя, фильм ужасов с легким налётом треша, местами отвратительный, местами завораживающий. И не смотрите на рейтинги — смотрите фильм!

Грех не вспомнить об этой жуткой парочке из фильма «Бабадук»: мать, одержимая неврозами, и сын, страдающий манией преследования. Они живут в располагающей к унынию квартире бледно-голубых тонов, там же с ними раньше жил отец, но теперь не живёт. Теперь с ними живёт бабадук из непонятно откуда взявшейся детской книжки. Прекрасный хоррор с искусной работой камеры и интересными, по-настоящему пугающими ракурсами, с минимумом скримеров и максимумом настоящего страха, витающего в воздухе.

re-animator-05
«Реаниматор», 1985

Иван Алонзов: «Уродцы» (1932) и «Реаниматор» (1985). 

Сегодня фильм «Уродцы» Тодда Броунинга  может показаться неплохим драматическим экспириенсом и не более того, но для своего времени это был черезвычайный уровень ужаса и откровенности. Тогда зритель не был готов даже к зацензуренной версии, и «Уродцы» впоследствии оказались на 30 лет похороненными в архивах студии MGM. Когда же в 1961-м году лента по-настоящему открыталась зрителю, то быстро приобрела культовый статус и почёт среди большинства посмотрешвих. Мрачный по атмосфере фильм повлиял на таких деятелей искусств как Гильермо Дель Торо, Дэвид Линч, Дэвид Боуи, Дайана Арбус и Кит Морисс, а эти имена говорят о многом. «Уродцы» — очень шокирующее зрелище, которое завораживает своим стилем, своими идеями и эмоциональной отдачей от увиденного.

На мой взгляд, «Реаниматор» чуть ли не самая идеальная лента для просмотра на хэллоуин. Лёгкий, динамичный, невероятно смешной, и при этом чертовски напряженный и жуткий фильм-харизма, открывший нам имя мастера ужасов Стюарта Гордона («Извне», «Колодец и маятник»). Мало того, картина также является ярким оммажем практически всему лучшему малобюджетному хоррору семидесятых и восьмедисятых, квинтэссенцией жанра с изобилием крови, обнажёнки и мертвечины. Не любить это приключение Герберта Уэста просто невозможно, ведь оно способно разужасить вас на маленькие кусочки.

47071561
«Оно», 1990

Андрей Хомяков: «Оно» (1990).

«Оно» Томми Ли Уоллеса отлично дополняет книгу Стивена Кинга. Хорошими спецэффектами и качествами крепкого хоррора эта лента похвастаться не может, и, конечно, она не выдерживает никакой критики в наше время. Однако возвращаясь в юность, как к старому другу, который всегда знал много пугающих и нелепых историй, зритель увидит в этой картине свой шарм и свою значимость.

demoni-1985-720p-bluray-9xrus-2xeng-hdclub-skazhutin-mkv_snapshot_00-06-43_2016-10-27_22-16-54
«Демоны», 1985

Александра Боканча: «Демоны» (1985).

Неплохой альтернативой празднования Хэллоуина, конечно, является поход в кино на пугающий до косточек фильм. Но что если кинотеатр слишком далеко, в прокате условный «Доктор Стрэндж», да и в кармане зияет дыра, уходящая прямиком в космическое мироздание? В этом случае вам помогут «Демоны» Ламберто Бавы — где, между прочим, главном злом становится… сам кинотеатр. Заточенные в замкнутое пространство новомодного здания «Метрополь» (то ли от Некрополя, то ли от Метрополиса), зазывающего своей неоновой подсветкой и минималистическим дизайном, герои «Демонов» пытаются спастись от разносящейся по кинозалу заразы, которая способна трансформировать их в демонических созданий. Хотя второй итальянский мастер — Дарио Ардженто — и значится лишь сценаристом картины, но ощущение его присутствия проявляется не столько в драматургии, сколько в стилистике изображения, в эстатизации жестоких и кровавых убийств. Уверям вас, что после «Демонов» вы уж точно больше не будете брать бесплатные билеты в кино от незнакомцев. Хотя, кто знает.

1461156765_dorogusha-2
«Дорогуша», 2015

Артём Кузовенко: «Ведьмы: колдовство сквозь века» (1922) и «Дорогуша» (2015).

Реликтовый фильм «Ведьмы: колдовство сквозь века» Бенжамина Кристенсена изящно комбинирует научно-познавательный и художественный стили. Это так. Но первый «псевдодокументальный хоррор»? Это-то во времена, когда подобные фильмы представляли собой набор красивых мизансцен? Очень опромечтивое замечание. Ибо как и любой другой уважающий себя датчанин, Кристенсен снял этот трактат о грехе, пороках и лютой чертовщине, чтоб шокировать общественность. Делает он это смело, цинично, грязно и красиво. Как и положено крутым датчанам.

Если имя Мики Киттинга вам кажется пустым звуком, то пора исправлять этот досадный пробел, ведь юных дарований от жанра хоррор на данный момент можно пересчитать по пальцам одной руки. А этого блестящего шизика так и вовсе можно считать главным открытием года. «Дорогуша» — это бешеный микс из стилей Кубрика, Полански, независимого американского кино 70-х, при этом посыпанный глазурью из психоделики. Зрелище, отталкивающее любого человека с высоким вкусом, но когда минимализм и мелодичный саундтрек сменяются эпилептическими вставками под тяжелый металл — это блеск. Один из лучших фильмов на тему «безумная баба вещает».

videodrome14
«Видеодром», 1982

Владимир Швецов: «Видеодром» (1982).

Эта картина в каком-то смысле не просто хоррор и первая визитная карточка режиссёра, но и целый портрет эпохи, которая живет только сексом и насилием. Впрочем, это не предупреждение человеку, а всего лишь большой и интересный экскурс, в котором актёрская игра идеально гармонирует со стилисткой картины, саундтрек превращается в эпопею нарастающей тревоги, а страсть сменяется насилием над собой. Не желаете подключится к нашему пакету телеканалов?

herz3
«Носферату. Призрак ночи», 1978

Глеб Сегеда: «Мясо для преисподней» (2015) и «Носферату. Призрак ночи» (1978).

«Мясо для преисподней» — 
забавный малобюджетный хоррор о демонических монашках, продавших свои праведные души Сатане, во имя свершения своей зубодробительной, кишковыворачивающей вендетты над всеми грешниками, ступивших на порог монастыря, где их когда-то похоронили заживо. Сюжет, атмосфера и спецэффекты — в лучших традициях трилогии «Night of the Demon» и другой мясной классики 80-х.

«Носферату. Призрак ночи» — готическая симфония смерти и чумы от «неистового баварца» Вернера Херцога, виртуозно переосмысливающая классический сюжет о трансильванском вампире. Гениальный до маниакальности Клаус Кински создаёт образ проклятого кровососа, обречённого на одинокое, призрачное бессмертие, а Изабель Аджани играет меланхоличную готку, ждущую своего любимого из зловещих лесов Трансильвании, и философствующую о смерти и вечности. Всё это на фоне мрачных румынских пейзажей, безмолвных похоронных процессий и опустевших городских улиц, наводняемых чумными крысами, под замогильные ритмы Popol Vuh.

uakino-com_1344045682
«Голод», 1983

Нил Ивес: «Голод» (1983). 

Мириэм Блейлок — прекрасная ледяная вампирша, проживающая уже не первый век. Цена жизни — человеческая кровь. В XVII веке Мириэм вышла замуж за виолончелиста Джона, пообещав ему вечную жизнь и любовь. В XX веке охота на людей стала проще — тёмные ночные клубы Манхэттэна — отличное место для поиска свежей крови. Но вот Джон внезапно и беспричинно начинает стареть и обращается за помощью к геронтологу Саре Робертс. Кошмарный треугольник, сотканный из крови и тайны. Существует ли Любовь? Или есть лишь голод: хищники и жертвы? Фильм 1983 года — самый нетривиальный фильм о вампирах. Никакой романтизации образа — лишь эстетика и никакой слащавости. Напряжённая, глубокая мистическая драма, метафора Любви. 
Очень стильно, красиво и вкусно.

2ssyqxqqu94jeuyka-njna-wide
«Воскрешение Каина», 1992

Павел Мальцев: «Воскрешение Каина» (1992) и «Повелители Салема» (2014). 

«Воскрешение Каина» — двадцать первый фильм Брайана Де Пальмы, представляющий из себя нечто вроде экскурсии по миру режиссёра, включающей в себя все его незамысловатые приёмы и трюки. Всё в фильме расставлено как на шахматной доске, но не всегда знаешь, чего ожидать, и в итоге остаёшься с носом, дивясь  мастерству и остроумию режиссёра. Это виртуозная смесь не только фильмов Хичкока и Де Пальмы, как, казалось бы, принято в программе режиссёра, но смесь  Де Пальмы с самим собой. Да, он по-прежнему верен Хичкоку, но здесь окончательно формирует собственный стиль и свой кинематограф. И это не совсем хоррор, но, поверьте, даже самые заядлые синефилы, не видевшие фильм доселе, будут приятно удивлены фирменным аттракционами Де Пальмы и шокирующим сценам.

1376238817_poveliteli-salema1
«Повелители Салема», 2012

При просмотре «Повелителей Салема» на ум приходит масса вещей, но главное — это то, как Зомби культивирует ритуал просмотра фильма, буквально обессмерчивая кинематограф в целом. О чём фильм? О ведьмах. Кто главный герой? Девушка. Чего хотят ведьмы? Оплодотворить её и породить ребёнка Сатаны. Что напоминает? Полански, конечно. Но это не суть. За основу Зомби взял «Ребёнка Розмари», покромсал «Повелителей» на дни недели, как в «Сиянии», практически переснял открывающий эпизод из «Маски Сатаны» Марио Бавы, а обои в доме героини своей жены Шери Мун заклеил кадрами из фильмов Мельеса. На одну из ролей взял икону хорроров — бугая Кена Фори, а со светом поработал не хуже классика Бавы, преисполнив освещение в фильме той же пышностью и  исключительной барочностью.

Авторы материала желают вам счастливого Хэллоуина! 

Комментарии: