Всё, что вы хотели знать о Ван Гоге, но боялись увидеть

«Ван Гог. С любовью, Винсент» — это первый в истории полнометражный анимационный фильм, полностью нарисованный масляными красками на холсте. Начинать речь о нём с этого пресного, энциклопедического предложения, место которому разве что в статье на Википедии или в рекламном буклете провинциального кинотеатра, может показаться неправильным. В действительности же именно оно является самым лаконичным из всех возможных описаний картины. Зритель получает именно то, что ему было обещано, а ожидать малого от столь амбициозного кинопроекта немыслимо.

Действие сюжета разворачивается после смерти Ван Гога и главным героем фильма является Арман Рулен. В реальности он приходил позировать художнику в тусклом пшеничном жакете, но перед зрителями предстает в ярко жёлтом, «подаренном» ему Ван Гогом портрете. Визуально — это Арман Рулен, каким его видел Ван Гог. Сюжетно он условен и представлен практически героем крутого детектива, что, впрочем, логично, ведь фильм — детектив. Арману Рулену предстоит узнать подробности о последних неделях жизни Ван Гога и в последствии расследовать причину его смерти.

Получается некий компактный «Гражданин Кейн», но с реальными, историческими персонажами. С одной стороны, все они — не более чем шестерёнки в машине драматургии, с другой — они сошли со страниц сотен писем Ван Гога, написанных своему брату. Всё, что касается расследования — это вымысел, пропитанный биографической справкой любого учебника по истории изобразительных искусств на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Сам художник появляется на экране во флешбеках, преимущественно в чёрно-белом решении кадров-рисунков. Это предоставляет прекрасную возможность зрителю вспомнить или узнать о том, что Ван Гог писал и в оттенках между чёрным и белым. Хотя и такие полотна невозможно назвать монохромными, ведь даже они у него играют цветами.

То есть это биографический фильм, описывающий жизнь, творчество и смерть великого и ужасного Винсента Ван Гога. Стоит заметить, что несмотря на огромную известность художника и его статус настоящей поп-иконы, большого кино для большого экрана о его персоне практически не снималось. Последним, и к тому же единственным успешным фильмом до недавнего времени оставался «Жажда Жизни» 1956 года с Кирком Дугласом в роли Ван Гога. Он был снят по одноименной книге Ирвинга Стоуна, серьёзному биографическому роману о жизни художника. Совсем неудивительно, что в сравнении с ним «С Любовью, Винсент» не предлагает касательно личности Ван Гога ничего нового и интригующего. Точно как у Высоцкого, фильм хоть и вышел за флажки, но «Жажда жизни» сильней.

Cлева направо: Мизанкадр с актёром на зелёном экране; Портрет Армана Рулена, Винсент Ван Гог, 1888 год; Законченный кадр из фильма

Впрочем, изумленные крики людей были. Форма фильма поистине уникальна. Вопреки расхожему мнению, при создании «С любовью, Винсент» не использовались непосредственно работы Ван Гога. Не стоит надеяться увидеть на экране хоть одну оригинальную картину художника. Тем более не стоит полагать, что вы её там увидели.

За каждым кадром-картиной стоит группа энтузиастов-художников, в едином стиле копирующая мотивы и технику нидерландского гения. Вся визуальная диковинность картины — это сам Ван Гог. Фильм единственный и неповторимый в том, что подражает единственному и неповторимому — самоучке, творившему не в направлении постимпрессионизм, а во время, которое так назвали. И если Ван Гог был новатором, то в фильме нет ничего принципиального нового с технической точки зрения. Точно так же он не изобретает новые приёмы художественной выразительности. «С Любовью, Винсент» — это громкое, но деликатное признание в любви к художнику, где имя «Винсент» в названии — это прежде всего обращение. И оно впечатляет. Даже не зная о пяти месяцах тяжелого труда сотен художников, трёх тысячах израсходованных литров краски, шестидесяти пяти тысячах нарисованных от руки кадров на восьмистах холстах, оно впечатляет.

«Трудно познать самого себя. Однако написать самого себя не легче», — Винсент Ван Гог

Всё новое — это хорошо забытое старое. В этом смысле техника анимации в кинокартине была очень хорошо забыта, так как крайне сложна, и никто в здравом уме не хотел ставить такой вид кинопроизводства на поток. В первых додиснеевских анимационных фильмах перерисовывалось и анимировалось всё: персонажи, детали и фон. Тысячи рисунков превращались в десятки кадров. Тотальная мультипликация. Беспрерывное движение всего пространства. Невозможно справедливо описать эффект, достигнутый смешением такой техники анимации с художественной техникой Ван Гога. Его радикальный символизм и субъективность, направленная на эмоциональный отклик, его безумие цветовых созвучий, выраженных резкими, ритмическими мазками, — экран превращается в калейдоскоп, приведённый в движение вечным двигателем. Фотографичность кино исчезает и остаётся лишь большое визуальное событие для людей.

С изобразительной точки зрения фильм обворожителен, но не без то и дело возникающих мыслей о том, что Северная Корея получила подарок в виде нового орудия пытки для больных синдромом Стендаля и прекрасный вид наказания эпилептиков. В картинах Ван Гога — его же жизнь. До нас дошло более двух тысяч её проявлений, словно теней Хиросимы после очередного ядерного взрыва его психики. «С любовью, Винсент» показывает жизнь художника, но повествует он о смерти. Хотя, главное — как посмотреть.

Автор: Иван Хорошилов. 

Комментарии: