Возвращение героя

«Джон Уик 2», 2017

Первый «Джон Уик» был снят совместными усилиями двух режиссеров-дебютантов, ранее работавших над постановкой трюков в больших голливудских блокбастерах («Матрица», «300 спартанцев»), — Чада Стахелски и Дэвида Летча. Двум каскадерам тогда удалось попасть «в яблочко», заполнив почти пустовавшую жанровую нишу. Простой по содержанию, но кропотливо сделанный фильм 2014 года удачно вошел в контекст современного боевика, не будучи спекуляцией на ностальгии и уже существующих брендах.

Снятый одним лишь Стахелски «Джон Уик 2», к нашему счастью, не ударяет лицом в грязь и делает всё, что должен делать хороший сиквел. Режиссер, на этот раз выступающий соло, удваивает, а то и утраивает дозу всего, что так полюбилось при просмотре оригинала. Всё то же эффектное глянцевое изображение, энергичный монтаж, виртуозно поставленные боевые сцены и органичный в кадре Киану Ривз, для которого роль Джона Уика уже  вытеснила образ Нео в качестве визитной карточки.

И радует здесь чуть ли не сильнее всего то, что вместо копирования сюжета оригинального фильма по принципу «то же самое в два раза больше», на основе которого создается множество сиквелов, авторы усложняют структуру и меняют мотивировку протагониста. Два года назад Джоном Уиком двигала простая месть, на пути к которой он почти всё время довольно легко преодолевал препятствия. Сейчас же герой Ривза оказывается невольно втянут в действие и помещается авторами в почти безвыходную ситуацию. Намного сильнее чувствуются уязвимость героя, нависающая над ним опасность. Фабула стала сложнее, а напряжение возросло до небывалых высот. И всё равно сюжетная составляющая, как и несколько лет назад, оттеняется формой.

«Джон Уик 2», 2017

Римские катакомбы, нью-йоркское метро, музей, одна из экспозиций которого представляет собой лабиринт из зеркал —для мистера Уика всё становится сценой, на которой исполняется кровавый, но невероятно красивый балет смерти с отточенной до блеска хореографией. В первом фильме особняком однозначно стояла экшен-сцена в ночном клубе «Red Circle», в которой герой расстреливал своих противников в ритме мотивированной музыки. В его продолжении выделить лишь один эпизод довольно сложно.

Отель «Континенталь», пристанище для наемных убийц, разрастается до всемирной криминальной организации с огромным влиянием и строгими правилами. К концу кажется, что любой прохожий может оказаться элитным убийцей. Герои и злодеи «Джона Уика 2» — почти мифологические персонажи, современные Боги и Герои. «Континенталь» же становится в некотором роде Пантеоном. А хладнокровный и безупречно одетый мистер Уик, который в первом фильме обрушивал свой гнев на мелковатую шпану, во второй главе предстает в виде условного Прометея, противостоящего несправедливости со стороны находящихся выше и суровому кодексу изгнанника. Ощущение современного мифа, некой сказки, подчеркивается и в предметно-вещной среде, и даже в поведении статистов, воспринимающих поединки «сверхлюдей» как нечто обыденное.

Непритезательность драматургии сглаживается бóльшим количеством иронии и приятной интертекстуальностью. По ходу просмотра вспоминается и всё тот же Майкл Манн, и Брайан Де Пальма, и даже создавший «Рейд» Гарет Эванс. Открывающий ленту кадр и вовсе демонстрирует нам проектируемые на нью-йоркское здание фрагменты из картин Бастера Китона. Великого трюкача, черты мастерства которого можно увидеть в сдержанно-ироничной игре и каскадерских навыках Киану Ривза.

«Джон Уик 2», 2017

В финале же авторы ставят жирный знак вопроса. Стахелски и сценарист Кольстад оставляют титульного героя в точке невозврата, а поклонников молодой франшизы — в тревожном ожидании. Они ещё придут. Он, разумеется, их всех убьет. Как и у персонажа невероятно харизматичного Йена МакШейна, у нас нет абсолютно никаких сомнений на этот счет. Мы однозначно будем это смотреть. Заканчивать кино на подобном интригующем эпизоде, конечно, равнозначно преступлению, но в хорошем смысле этого слова. Пресловутый клиффхэнгер в данном случае работает на все сто процентов.

Другими словами, «Джон Уик 2» — завораживающее зрелище и один из самых визуально притягательных и энергичных представителей жанра за последние годы. Абсолютно не разочаровывающий и даже превосходящий ожидания экшен-сиквел. Список лучших фильмов 2017 года можно обьявить открытым.

Автор: Егор Луканин. 

Автор текста

Егор Луканин
Егор Луканин
Настоящий киновед, наш первый агент в Москве, ценитель прекрасного (всякого старья) и ужасного (всяких сериалов), самый терпеливый человек в нашей редакции. Молодой и красивый.

Комментарии: