Вне системы: Фёдор Хитрук и его творчество

«Оттепель» — период, название которому дал роман Ильи Эренбурга, начавшийся с середины 50-х и с которым прочно ассоциируется имя Генерального секретаря того времени — Никиты Хрущева. Кривуля характеризует этот период так: «На уровне реального смысла с «оттепелью» связывалось ослабление цензурного процесса на индивидуальные процессы художественного творчества». В этот период происходит обновление визуального художественного языка и становится возможным появление фигуры «автора» в массовом производстве, который определяет эстетику и стиль фильма. Одним из первых авторов, которого считают «отцом» и учителем многие мультипликаторы (Юрий Норштейн с Александром Татарским, например) является Фёдор Хитрук. Обновление анимационного языка произошло, когда пара режиссёр-зритель перестала разговаривать на языке, понятным при первом же просмотре. Раньше режиссёры в качестве сюжетной основы выбирали уже известный и проверенный материал (в основном, сказочный) и экранизировали его с помощью понятного иллюстративного языка. Хитрук изменил существовавшую на тот момент концепцию, создал философию анимации и в течение 50 лет преподавал. 2017 год — год, когда мы не только говорим про столетие революции, но отмечаем юбилей гения анимации. Стоит сразу оговориться, что Хитрук отказывается от использования слов «мультипликатор» и «мультипликация», так как не согласен с их значением — «множить». Всё-таки «оживлять» звучит гораздо лучше.

Именно в шестидесятые годы советская мультипликация пытается не просто «реалистично» передать действительность такой, какая она есть, и буквальной визуализацией сказочного нарратива. К авторам постепенно приходит осознание, что мультипликация обладает особыми преимуществами перед классическим кинематографом и отходит от практик использования техники ротоскопирования с живыми актерами и простой последующей их обводкой. Шаг за шагом вводятся и осваиваются изобразительно-художественные приемы, позволяющие подчеркнуть какие-либо детали в повествовании, либо наоборот, отказаться от тщательной прорисовки, чтобы переместить акцент на содержательную сторону работы. Техника исполнения начинает получать особое внимание со стороны мультипликаторов, что выводит всю отечественную мультипликацию на новый уровень, где обе составляющих анимационного языка имеют равное значение. Помимо этого, анимация начинает обогащаться придуманными авторами фантазийными мирами, то есть истории не берутся из литературных источников, а сочиняются самими мастерами или назначенным для работы коллективом.

Фёдор Хитрук

В своих режиссерских работах (их было всего 15) он одним из первых использовал карикатурные схематические техники, которые придали мультфильмам узнаваемые зрителем черты. В этом плане очень характерна одна из первых его известных работ «История одного преступления» 1962 года, про бухгалтера, доведённого до самоубийства. Это первая режиссерская работа художника, где он отказывается от экранизирования русских сказок и рассказывает историю «маленького человека», который «право имеет», если довести его шумовым террором. Здесь впервые появляются намеки на социальную критику, которая впоследствии будет ярко выражена в сатирической работе «Человек в рамке» 1966 года. Формальность деталей, однотонные фона, карикатурность, упрощенность нарисованных образов — основные черты анимации Хитрука. Для своих работ Федор Хитрук преимущественно использовал технику перекладки: отдельные части персонажей закреплялись и двигались покадрово. Верх мастерства этой техники был достигнут, но не заметен для зрителя при работе над волосами льва Бонифация из одноимённого мультфильма 1965 года, которые делались отдельно ото всех частей фигуры.

Фёдор Хитрук является первым мультипликатором, который стал узнаваем своей особенной авторской стилистикой и видением. Его мультфильмы адресованы не только детям, а категории добра и зла перестали быть присущи конкретным персонажам и приобрели неоднозначный характер. Например, если мы вспомним Винни-Пуха из одноименного фильма, то отнести его определенно к добрым не получится (нам мешают его манеры и тираническое отношение к Пятачку), а злым он по своей природе не является, потому что не делает ничего сознательно плохого для окружающих. Хитрук использует тонкие намеки, непрямолинейные метафоры, которые понятны взрослому зрителю, живущему в советских реалиях, где все было не так безоблачно. Его наследие — не только мультфильмы, им нарисованные или отрежиссированные, это еще и его философия.

Фёдор Хитрук

Формула звучит довольно просто: от умножения к движению, от движения к одушевлению. Это путь аниматора. Все предметы этого мира находятся в постоянном изменении, движении. Однако при передаче движения недостаточно одних лишь физических свойств, нужны также и особенности натуры, и внутренняя душа (даже у камня она есть!). Аниматор — тот человек, который должен увидеть всю биомеханику движения, «энциклопедию движения». Одновременно он совмещает в себе несколько ролей: художника-одушевителя, актёра, физика, математика, фантаста, наблюдателя.

До Нового года осталось не так много времени, но этого точно хватит, чтобы пересмотреть шедевры мастера и увидеть их новыми глазами. Во-первых, держите в голове, что для 10-минутного фильма нужно 15 тысяч рисунков. Во-вторых, внимательно следите за движением каждого из персонажей, их реакциями, привычками, и вы увидите, как они кардинально отличаются друг от друга. В-третьих, посмотрев несколько мультфильмов Федора Савельевича Хитрука, вы поймете, что такое авторский стиль в условиях студийной работы.

Автор: Марфа Веселова. 

Комментарии: