«Ученик»: Библия современного российского кино

muchenik-scene
«Ученик», 2016

«Какой самый живучий паразит? Бактерия? Вирус? Кишечный глист? Идея. Она живуча и крайне заразна. Стоит идее завладеть мозгом, избавиться от неё уже практически невозможно. Я имею в виду сформировавшуюся идею, полностью осознанную, поселившуюся в голове».

Если вы знаете из какого фильма данная цитата, то вы хорошо знакомы с массовым кинематографом. Что же, настало время поговорить о фильме, который не просто не вписывается в рамки понятия «массовый», а прямо-таки едва умещается в узкий круг тех картин, которые принято называть «высокодуховными». И это – «Ученик» Кирилла Серебренникова. Внимание: в тексте присутствуют спойлеры.

Фильм повествует о старшекласснике, в голове которого, в полном соответствии со словами героя ДиКаприо из фильма «Начало», помещается простая, на первый взгляд, незначительная, идея: весь мир наш Господом Богом сотворен, и «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – всё воинство их» (Пс. 32:6). И это, вроде бы безобидное увлечение юноши Библией приводит…к религиозной войне одного против всех неверующих. И, как известно, не бывает войн без жертв.

Метаморфозы сознания главного героя, Вениамина Южина, показаны ярко и отчётливо. В начале повествования всё его бунтарство выражается в самых банальных выходках: то в бассейн прыгнет в одежде, ибо «тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» (1 Кор.6:18-19), то свою комнату превратит в пустое помещение из четырёх голых стен и окна, ведь «не поможет богатство в день гнева» (Притч.11:4). Всё это куда больше походит на выкрутасы юношеского максимализма, а не на зачатки будущих бед и неприятностей, которые принесет фанатизм Вениамина.

Переломный момент наступает, когда наш герой внушает себе не просто мысль о том, что его мировоззрение единственно верное. Нет, он начинает мнить себя никем иным, как мессией, перед которым «потрясётся земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет» (Иоил. 2:10-11). Он начинает проповедовать, его действия приобретают наступательно-агрессивный характер. Получается ли поверить в то, что Вениамин и правда ученик самого Бога? На некоторое время создателям и впрямь удается обмануть доверчивого зрителя и заставить его принять на веру данную гипотезу.

samye-slozhnye-3-abzac-kadr-iz-filma-uchenik
«Ученик», 2016

Показателен диалог главного героя и школьного священника. Вениамин не только критикует церковь и её служащих, но и демонстрирует гораздо более глубокое знание священных писаний. Однако данная сцена интересна другим: в момент, когда Вениамин и отец Всеволод сходятся буквально лицом к лицу, над головой священнослужителя сквозь окно ярко светит солнце. Правильно: очень напоминает нимб. Если принять во внимание тот факт, что речь идёт о священнике, то можно сказать, что это вполне логично. Но что же происходит дальше? Дальше начинает говорить Вениамин. О лицемерии церкви, о золоте на отце Всеволоде, о «патриархе на Мерседесе» – то есть буквально разоблачает религиозную «верхушку». Во время этой тирады оба героя проходят своего рода полукруг по «сцене», меняясь таким образом местами. В конечном итоге солнце светит уже над головой Вениамина.

Но идет ли здесь речь о святости главного героя? Ответом на этот вопрос послужит третий этап «превращения» Вениамина. Именно в этот момент в игру вступает Елена Краснова – учитель биологии, преподающая в школе, где учится наш герой. Она пытается понять стремления и мотивы религиозного фанатика, в дальнейшем объявляющего ей персональную войну, наведя на нее «мстительный меч в отмщение за завет» (Лев. 26:15,25). И после того, как наш «Мессия» сначала строит планы убийства учительницы, а после убивает своего друга как неверного, вырисовывается истинная сущность Вениамина, скрывавшаяся на протяжении всей картины – это антихрист, «он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него» (Дан. 7:7).

Ложный мессия проявляется в тот момент, когда Елена бьёт Вениамина его же оружием, а именно – цитатами из Библии, показывая, что даже он может неправильно толковать священную книгу. И в этой схватке побеждает определенно Елена – истинный ученик. Именно ей является призрак убитого Григория (чью смерть она косвенно предупредила), именно она, несмотря на «неправедную» жизнь, является любимицей Всевышнего. Но почему из двух героев выбор пал именно на неё? Объяснить это можно следующим образом: Вениамин, чья вера была сильнее, чем у всех героев фильма вместе взятых, встал на ложный путь, оправдывая свои поступки «божьим словом», в то время как Елена, в которой не было веры, обратилась к Библии из чистых побуждений.

1472542121_uchenik-1
«Ученик», 2016

К слову, в фильме можно заметить намеки на истинную сущность главного героя. Например тот факт, что в школе Вениамин – единственный человек, кто носит чёрное одеяние.Таким образом, мы видим, что даже все эти безнравственные и распутные люди выглядят более свято, нежели человек, возомнивший себя Богом. Финал остается открытым, напоминая нам о том, что борьба между добром и злом имеет беспрерывный характер.

Что же такое «Ученик»? Предупреждение о том, чем чреват религиозный фанатизм? Критика религии или её восхваление? Повесть о Сатане в человеческом обличии или о Сыне Божьем, сошедшем на землю? А может, дело и не в религии вовсе? Мнений будет множество, как и интерпретаций, но одно можно сказать с уверенностью: это тот фильм, которого так отчаянно ждал российский кинематограф.

Автор: Илья Журавлёв. 

Комментарии: