Три дня с Роми Шнайдер…

…и два часа эстетического наслаждения в окружении четырёх героев истории, визуально аскетичной, чувственно безмерной. По сути, именно монохромность и неискушённость в антураже (действие, за исключением эпилога, разворачивается в отеле и ресторанах, не задерживаясь на деталях) выразительно оттеняют бурные и ювелирные эмоции, позволяют сосредоточиться на крупных планах.

Не страшно, если вы не в курсе одиозных подробностей биографии знаменитой актрисы, фильм о  которой взял в этом году на Берлинале 7 наград. Магия притягательности аккумулирована не только в событии, как будто мало значительном, — интервью журналу «Штерн» и встреча с друзьями, — но в том, как неспешно, умело и тактично развёртывается вполне жизненная ситуация ревности, предательства, ожесточения.

«Три дня с Роми Шнайдер», реж. Эмили Атеф, 2018

Ценно то, что зрителя подвергнут всем мыслимым видам гипноза и дурмана, которые сопровождают встречу с личностью публичной: она, как известно, зачастую принадлежит не только себе и подвержена раздвоенности из-за образа видимого, представленного на сцене, экранах, газетах и самости, в которой доминанта — убежище для побега и крепость. За счёт того, что наблюдателя ждёт пристальное вглядывание и режим разгадывания потаённых чувств знаменитости, старающейся держать лицо, ещё и благодаря прослеживанию подводных камней в происходящем, создаётся особая интимная модальность, которую поддерживает камерность события и многослойность опыта пребывания рядом с актрисой мирового масштаба. Примечательно, что никакой крикливости, вульгарности и бестактности в интонации картины не замечается — режиссёр отлично совмещает диалоги, которые больше указывают, чем репрезентируют, а сцены наполнены длительными паузами, которые запускают механизмы эмпатии и воображения таким образом, что история одновременно остаётся отстранённой «вещью в себе», а с другой – приглашает окунуться в условно-историческую реальность через полный изящества трехдневный эпизод с тонкой психологической структурой. Как оказывается, эпизод не лишён некоторых документальных аспектов, например, использование в сценарии интервью, в действительности данного Шнайдер журналисту журнала «Штерн», а также самой фигурой фотографа и старого друга, который как плотно вовлечён в происходящее, так и является его постоянным, хотя и пристрастным хроникёром. Примите во внимание, что единственный застывший образ, сделанная фотография (которую вы, возможно, для большей достоверности и по интуитивному желанию свидетельствования будете ждать во время всего фильма), появится только под финал в качестве последнего кадра, предваряющего неминуемое. То, случится год спустя — её уход.

«Три дня с Роми Шнайдер», реж. Эмили Атеф, 2018

В образе Роми Шнайдер замысловато переплетены конфликтующие черты и привычки – тяга нравиться и усталость от популярности. Жажда уединённости и порывы избежать одиночество. Вина по отношению к детям (вспоминаются ахматовская горечь «я дурная мать») и омрачённость воспоминаниями о напряжённых отношениях с собственностью матерью. Надломленность жёсткой лечебной рутиной, эмоционально-физическим истощением — и неизбежная «ломка» от пассивных, лишённых творческой работы, дней. Совершенно живой, полновесный и фрактально-развивающийся образ, равно как и другие рельефные персонажи: подруга, журналист и фотограф. Они попали на орбиту светила и будут вынуждены осознать свою мало примечательную роль и обязательства по отношению к той, что так расточительно одаривает своими обаянием и витальностью. В какой-то момент каждому из них придётся отплатить поступком, возместив усиленный дисбаланс, который им придётся внести в хрупкую жизнь Шнайдер. Выход из хитросплетений страстей и слабостей найдёт себя.

Описать визуальную составляющую труднее всего: царство стального серого и чернильного на плавающей границе с ослепляющими бликами света, виртуозное операторское исполнение заслуживают всяческого восхищения, как мастерское обрамление манускрипта или роспись сводов храма: ничто не выбивается из кадра, и взгляд, несмотря на скромность цветовой палитры, пирует и нежится в созерцании. Пространство, в зависимости от посыла данного момента, то предоставляет плутать в эшеровских циклических лабиринтах лестниц, то застаёт вас с оцепенении от безраздельной мощи кипучего моря а-ля Хокусай.

«Три дня с Роми Шнайдер», реж. Эмили Атеф, 2018

Такое поэтическое сокровище, фильм-размышление, фильм-диалог, не следует пропускать синефилам, и особенном поклонникам сложного таланта Роми Шнайдер. Этот байопик бережно и любовно восстанавливает её сильный, одинокий образ, пытаясь воссоздать логическое целое из того, что мало поддаётся рационализации — жизни в её многоголосии и разобщённости.

Комментарии: