«Тор: Рагнарёк»: Монти Пайтон и Лорд Гром

Вопреки расхожему мнению, именно Тор является самым сложным для экранизации персонажем комиксов Marvel. Не Стражи галактики. Не Человек-муравей. Именно скандинавский бог грома и молний — практически безупречный в моральном и физическом плане, и к тому же существующий в совершенно далёком от всего земного сеттинге. Для подтверждения этого достаточно посмотреть на то, как холодно были приняты фильмы об этом герое. Судя по всему выходящий на экраны «Тор: Рагнарёк» изменит ситуацию.

Это уже 17-й (!) фильм Кинематографической Вселенной Марвел и третья попытка перенести Тора на большие экраны. В 2011-м году вполне достойный, но малозапоминающийся фильм о нём снял Кеннет Брана, попытавшись придать фэнтези-комиксу оттенок шекспировских страстей. За ним последовал совсем уж стерильный сиквел от телевизионного ремесленника Алана Тейлора, неумело сочетавший драму и ситуационный юмор.

Триквел от новозеландского комедиографа Тайки Вайтити вдыхает новую жизнь как во франшизу о «наименее популярном Мстителе», так и во всю линейку Marvel. Автор культовых инди-комедий «Реальные упыри” и «Охота на диких людей» нашел к Асгардскому Богу самый что ни на есть правильный подход, абсолютно противоположный методу впервые перенесшего его на экраны британца. Стирает с лица Тора серьезную мину, подрисовывая азартную ухмылку. Делая это, он вслед за Джеймсом Ганном прорывается через паутину студийного диктата, не теряя идентичности.

«Тор: Рагнарёк» действительно намного ближе к дилогии «Стражей галактики», чем к своим предшественникам или любым другим фильмам Marvel. Предыдущие постановщики, работавшие с персонажем, похоже всерьез опасались того, что зрители не примут его и буквально «опускали его на Землю». Брана и Тейлор постоянно разыгрывали ситуации с героем «не в своей тарелке» и окружали его командой довольно блеклых и раздражающих сайндкиков-людей.

«Тор: Рагнарёк», 2017, фото: WDSSPR

Вайтити выбрасывает большую часть их наработок в мусорную корзину и начинает с почти чистого листа. Исчезают почти все второплановые герои. Тор лишается молота, своих роскошных светлых волос. Вместо просиживания в Нью-Йорке или Нью-Мексико, он путешествует по фантасмагорическим мирам и сражается с самыми разными созданиями, включая Халка. Его героизм и чувство морали теперь контрастируют с неуклюжестью и наивностью. Ему страшно. Ему смешно. Он делает ошибки и наконец проходит неплохо продуманную дугу характера. В руках Вайтити сыгранный Крисом Хемсвортом герой становится более живым, чем когда-либо.

Разумеется, разворачивающееся в «Рагнарёке» действие абсолютно нелепо, но картина работает как раз из-за того что авторы осознают абсурдность концепта и фабулы и играют с ними. Вайтити делает не фэнтези-блокбастер с трагедийным накалом, а ироничный китч о космическом викинге. За кадром играет драйвовый электронный саундтрек в стиле 80-х. Почти каждый патетичный эпизод будет прерван ситуативным или словестным гэгом, коих здесь несметное множество.

«Тор: Рагнарёк», 2017, фото: WDSSPR

Кейт Бланшетт, играющая злодейку Хелу, восхитительно гротескна. Обаятельный Джефф Голдблюм в образе эксцентричного диктатора Грандмастера крадёт буквально каждый эпизод, будто бы высмеивая всё происходящее. В контролируемой им безумной планете Сакаар, вызывающей ассоциации с миром «Пятого элемента» Бессона, мы проводим большую часть картины и к её финалу это место абсолютно не хочется покидать. Ну а в ярко поставленных кульминационных экшн-сценах вместо пафосной оркестровой музыки Вайтити включает задорную «Immigrant Song» от Led Zeppelin, заряжающую действие двойной дозой энергии.

Творение Вайтити подошло к чистой комедии ещё плотнее, чем картины Ганна. Работа новозеландца ходит на границе с самопародией. Кажется, лишь пристальный надзор Кевина Файги мешает постановщику превратить комикс в двухчасовой скетч в стиле Монти Пайтон. При этом ему удается рассказать самую продуманную, пусть и самую абсурдную и цветастую историю о титульном персонаже. Вайтити высмеивает Тора, при этом очеловечивая его. Возможно самый блеклый герой Marvel в его руках становится одним из самых обаятельных. «Тор: Рагнарёк» также кажется одним из самых визуально изобретательных и динаминчых фильмов за 9 лет существования франшизы. Постановщик буквально забрасывает зрителя разноцветными экшн-эпизодами и гэгами, не давая заскучать, но и не утомляя.

«Тор: Рагнарёк», 2017, фото: WDSSPR

Всё это впечатляет еще сильнее, ведь по словам постановщика, около 80% материала было сымпровизировано на съемочной площадке. Интересно осознавать, что нечто столь странное и кэмповое, но при этом чётко сконструированное, было создано из ничего. Тот случай, когда строгое влияние студии на сумасбродного автора почти не ощущается. Карьера в Голливуде у озорного новозеландца наверняка сложится как надо.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, пожалуйста! 

Автор: Егор Луканин. 

Автор текста

Егор Луканин
Егор Луканин
Настоящий киновед, наш первый агент в Москве, ценитель прекрасного (всякого старья) и ужасного (всяких сериалов), самый терпеливый человек в нашей редакции. Молодой и красивый.

Комментарии: