10 лучших документальных фильмов по версии MIRUMAXIMUM

"Шоа", 1985
«Шоа», 1985

Иван Алонзов: Хронометраж «Катастрофы» (она же «Шоа») — единственное, что способно оттолкнуть от просмотра этой картины. Очень сложно передать масштаб трагедии холокоста в рамках полутора или даже трехчасового фильма. Вдобавок, если вы всё же решитесь отсмотреть за день полную версию от начала и до конца, то совершенно не заметите, как пролетят эти десять часов, ведь вас будут переполнять несравнимые ни с чем эмоции, вызванные рассказами и историями героев картины Клода Ланцмана. На самом деле, «Шоа» просто необходимо увидеть тем, кто любит кино и дорожит мировой историей.

"Тонкая голубая линия", 1988
«Тонкая голубая линия», 1988

Алексей Погудин: «Тонкая голубая линия» стала новаторским событием для документалистики. Отправной точкой, определившей ныне использующийся метод подачи истории зрителю. Лента определила будущее, когда зритель будет наблюдать за реальностью, подобно развлекательному игровому кино. Её автор Эррол Моррис, с помощью обыкновенных интервью, воссоздания действий и архивных материалов, дает нам, прежде всего, страшный остросюжетный триллер о том, как человеческий фактор превращает расследование бессмысленного преступления в цирк, перерабатывает дело в хаос, из-за которого страдают невиновные. А «безалаберность» и «правосудие» органов правопорядка, к сожалению, связаны. «Тонкая голубая линия» очеловечивается в глазах наблюдателя и переходит ту грань документального кино, на которой зритель смотрит уже не ту самую «документалку», а «фильм».

"Тролль-2", 1990
«Тролль-2», 1990

Артём Кузовенко: Пожалуй, лучшая документальная картина, что мне доводилось видеть, это — «Тролль-2». По факту это идеальная и опередившая своё время зарисовка яростного противостояния двух лагерей «потребителей», а именно американских мясоедов (вы посмотрите на эти бургеры!) и веганов с глубинки, чья зависимость от даров природы показана как помешательство. Причем настолько сильное, что их поведение схоже с поведением ортодоксальных зомби. Очень мощный документари, прямо аж до глу… что? Это не документалка? В смысле я тупой? В смысле худший фильм всех времен и народов, я ему 10 поставил! Что? «Бесславные ублюдки» тоже не документалка? Ок.

"Американское кино", 1999
«Американское кино», 1999

It’s all right. It’s OK. There’s something to live for. Jesus told me so. 

Павел Мальцев: «Американское кино» — независимый документальный фильм о независимом кинематографе в США. Главный герой — начинающий режиссёр. Уже смешно, да? А ещё он неудачник, встречающий на своём творческом пути многочисленные препятствия (долги, отсутствие профессионализма, денег и гения мешают ему снять полный метр). Фильм непременно стоит посмотреть тем, кто мнит себя уникумом уровня Тарантино и думает, что поработит эту вселенную, сняв нетленку по лекалам любимых фильмов и кипе прочитанных книг о кино. Документалка помогает разуверить себя и свои амбиции, но, в то же время, невероятно ободряет и вдохновляет, побуждает к планомерному действию. Плюс, она дико смешная (и очень грустная). Тем более сейчас, когда с её выхода минуло семнадцать лет, а главный герой до сих пор не явил миру свой полнометражный долгострой. Вот уж не знаю, плакать или смеяться. Мне, как поклоннику независимого кино 90-х (именно на него ориентируется горе-режиссёр), фильм показался неким итогом (символично, что фильм вышел в 1999-м) его существования, практически эпитафией. Конец прекрасной эпохи, чего уж.

CGLQbUFnP5A
«Боулинг для Колумбины», 2002

Илья Журавлёв: В «Боулинге для Колумбины» Майкл Мур предстает не только как журналист, политический активист или первоклассный документалист, но как очень жёсткий и бескомпромиссный сатирик. Анализируя причины смертей американцев от огнестрельного оружия, а также исследуя трагические события в школе «Колумбайн» (ставшими краеугольным камнем фильма), Мур представляет на суд зрителя самый настоящий чёрный фарс. Режиссёр прямо показывает последствия нагнетаемого чувства опасности и атмосферы страха. Даёт понять, на что способно загнанное в угол животное. Всё это — не более чем цена за ярые попытки закрыть глаза людей на то, что стоит во главе угла: социальные и политические проблемы. Но самое страшное, по мнению Мура, то, что ответственность за смерти лежит не только на руках людей, спустивших курок. И если массовые смерти это дерево, то «закон об оружии» и пропаганда мнимой угрозы — его корни, разросшиеся по всем Соединенным штатам.

G30mTMIfQ-I
«Касаясь пустоты», 2003

Владимир Швецов: Мой личный фаворит из фильмографии режиссера Кевина Макдональда —  это его документальный опус «Касаясь пустоты». Забавная ситуация вот в чём: при всей  многосторонности его и разнообразии его картин, ни одна не достучалась до нужных уголков души, подобно этой документалке, которая помимо грамотного истолкования произошедших событий, весьма атмосферна.

Но при всей серьезности и драматичности истории, наблюдать за главным героем всё равно, что смотреть комедийную версию бойловских «127 часов». Это уникальный симбиоз грустного, смешного и захватывающего, потому этот фильм и хочется советовать всем и каждому.

tG7E7tPO3P0
«Человек-гризли», 2005

Егор Луканин: Герой «Человека-гризли» — личность исключительная, отталкивающая и притягательная одновременно. Неудивительно, что Тимоти Трэдвелл так заинтересовал снявшего этот фильм-портрет Вернера Херцога, центральные герои картин которого всегда были эксцентричны и неординарны. Известный режиссер проводит смелый эксперимент, заключающийся во внедрении в голову одержимого медведями натуралиста, попутно освещая основную для своего творчества проблему взаимоотношений между человеком, обществом и природой.

qdD23J4pKJo
«История ужасов с Марком Гейтиссом», 2010

Александра Боканча: Если вы хотите совершить пусть и не кругосветное, но не менее увлекательное путешествие в страну кошмара и ужасов, то лучшим путеводителем для вас станет документальный сериал производства BBC «История ужасов с Марком Гейтиссом». В чем уникальность данного проекта? Всё очень просто: Гейтисс — такой же безумный киноман, помешанный на чудовище Франкенштейна и Дракуле. А кто, как не ярый поклонник, способен с истинной любовью рассказать о своём хобби, да так, что и сам поневоле проникнешься его чувствами. От невероятных преображений Лона Чейни до истории о съемках «Техасской резни бензопилой» вас разделяют три часовых серии, при посмотре которых вы уж точно не заскучаете.

выход3
«Выход через сувенирную лавку», 2011

Иван Алонзов: Мой самый любимый документальный фильм. «Выход через сувенирную лавку» воспринимаешь не как типичный non-fiction, а как авантюрную экшн-комедию про дружбу незадачливого француза и таинственного британского художника. При просмотре ты забываешь обо всём на свете и получаешь невероятный кайф от погружения в атмосферу ночных улиц и опасной жизни мастеров стрит-арта. В наше время, когда выходов через сувенирную лавку больше, чем хотелось бы, фильм особенно актуален.

quibbll.com-20-luchshih-filmov-i-serialov-s-festivalya-sandens-19
«Любовники и деспот», 2016

Павел Пугачёв: Южнокорейского кинорежиссера и его супругу-кинозвезду похищают спецслужбы Северной Кореи. После нескольких неудачных попыток бегства он принимает предложение стать главным режиссером северокорейского кинопрома. Социалистический реализм, мелодрамы, ремейк «Годзиллы», масштабные военные драмы — всё это он перепробует, пока наконец не предпримет последнюю попытку бегства вместе со своей супругой. Это всё ещё реальная история, о которой обязаны были снять фильм. Вот он и есть. Простой по форме и сильный по высказыванию дебют. Потенциальный зрительский хит (пока что кочует по кинофестивалям).

Комментарии: