«Убить миссис Тингл»: Неспособные ученики

teaching-mrs-tingle-images-22edc3ee-6e6c-4331-9c70-3ccf6d4c0af
«Убить миссис Тингл», 1999

Грандсборо, как и знакомый каждому синефилу Вудсборо, город выдуманный. Тут-то и свершается действие режиссёрского дебюта Кевина Уильямсона — сценариста, собаку съевшего на постмодернистских преобразованиях субжанра слэшер. Прежде чем усесться в долгожданное кресло с набитой позади надписью «director», Уильямсон усердно долбит по печатной машинке. В 96-м мир знакомится с саморазоблачительным «Криком», в 97-м — выходит «Крик-2» и его ерундовая калька «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» (тем не менее, фильм обрёл финансовый успех, слабо попинался критиками и получил два более калькированных продолжения), в 98-м дописывается «Факультет» — многоуровневый молодёжный хоррор об инопланетном вторжении, срежисированный самим Робертом Родригесом. Ну, вы и сами знаете.

1999-й выдается для Уильямсона плодотворным: целых два проекта. Оба труда оказались чуть ли не откровенными пустышками (также Уильямсон выступил продюсером восьмой части франшизы «Хэллоуин» — провальной по всем статьям). Первый — нацарапанные на коленке интриги третьего «Крика» (впоследствии сценарий равнодушно подлатает сценарист Эрен Крюгер), а второй — дебют Уильямсона «Убить миссис Тингл», флегматично встреченный в прокате и не снискавший наверняка ожидаемого резонанса у зрителей. Да и с чего бы. Кажется, что Уильямсон насмотрелся ещё неснятых сериалов, навроде «Отчаянных домохозяек» и «Королев крика», отъелся американскими пирогами, слегка превысил дозу и пренебрёг прошлогодними достижениями. Перед нами отнюдь не явление, но уникальное кино. Безупречный пример творческого застоя. Чуть ли не снафф-видео для тех, кто не привык расставаться с драгоценной музой и опасается за её потерю. Так и видится: приходит Крэйвен на Miramax, встречает Уильямсона, робко пожимает руку и говорит: «Кевин, ну че ты начинаешь? Нормально же общались».

1rklnfb3flo
«Убить миссис Тингл», 1999

 

Вернёмся к миссис Тингл. Кто она? Натурально — паршивая стерва. По-другому героиню феноменальной Хелен Миррен, единственной актрисы в этом фильме, заслуживающей отметки пять с плюсом, никак не назовешь. Тингл вовсю поощряет подхалимов. Старания честных и сметливых учеников удостаиваются суровой отповеди, максимум — жалкой тройки. От оценки миссис Тингл зависит будущее главной героини Ли Энн (роль исполнила ещё будущая на тот момент жена всемирно известного саентолога Тома Круза — Кэти Холмс). Ли — заучка, без пяти минут выскочка, мечтающая о престижном учебном заведении и прилегающей стипендии, но преграда в лице миссис Тингл ставит жирный крест на её амбициях. Поворотным событием в жизни девушки становится низкая оценка за решающий доклад. В качестве заявки на бурное развитие сюжета, небольшой альянс пубертатных подростков объединяется во имя справедливости и пленяет деспотичного педагога.

mrs-tingle-1999-07-g-1
«Убить миссис Тингл», 1999

И всё бы хорошо, да лезть вперёд батьки в пекло — затея не из лучших. Уильямсон — гениальный сценарист, не сумевший как следует потянуть режиссуру из-за нехватки организационных навыков. Мимикрия под Крэйвена прослеживается в каждом кадре (внимательный зритель заметит, как Уильямсон старательно воспроизводит мизансцены из его фильмов), но всё это — шёпот. Крика у него не вышло.  Уильямсон написал лучшие из поздних фильмов мастера под его патронажем. Но сценарий «Убить миссис Тингл», хоть шаром покати, не ввязывается в его застоявшийся стиль, в обязанностях которого — полная изоляция от влияния коллег по цеху. Поначалу нам обещают слэшер. Незатейливо фильм оформляется в сладкосиропную драму о любви с бездыханными клише. Здесь сам Рэнди Микс ногу сломит и свалит в соседний фильм, нежели будет сочинять инструкции по выживанию в мире слэшеров для идиотов. Чёрт, да они привязали учителя истории к кровати , процитировав великого «Экзорциста» Фридкина и свалили трахаться в соседнюю комнату! К сожалению, они  упустили один важный момент: Грандсборо — не Вудсборо, а потому постмодернистская синефилия с её колкостями и хохмами в этом мире не работает.

snimok-ekrana-2016-10-27-v-0-43-23
«Убить миссис Тингл», 1999

Уильямсон отчаянно задыхается в кипе собственных черновиков. Выстраданные сюжетные ходы и перипетии смешиваются в одну вязкую  массу и тут скорее нет, чем да. Режиссёр элементарно не тянет мизерный хронометраж и отпускает фильм в беспечное плавание. Непонятно, за кого переживать, с кем, будучи подростком (а то и взрослым человеком) себя идентифицировать, где смеяться, и что вообще происходит. Одна хочет стипендию, другая — первого красавчика, третья — преподать сорванцам ценный жизненный урок. Удивительно, но сам Уильямсон не хочет ничего. Композиционно сценарий аналогичен кастрированному пилоту ситкома для (и о) юных фантазеров. Возможно, режиссёр планировал оставить подростковые переживания на переферии, а на первом плане аккуратно и двусмысленно (в американском прокате фильм носит название «Teaching Mrs. Tingle») подчеркнуть магистральный конфликт между учителем и учеником. Если так, то вышло слабовато. Героини Миррен и Холмс асимметричны, но точки кипения не достигают. Причиной тому высший пилотаж актерского мастерства Миррен, переигравшей юных актёров. Миррен практически выживает их из кадра, хотя весь фильм её героиня прибинтована к кровати.

«Убить миссис Тингл» — суррогат, тщётно пытающийся примерить на себя успех и славу «Крика». Попытка немощная настолько, что покажи такое на канале Disney — никто не удивится, ведь кто-то забыл вмонтировать в фильм саспенс. Впрочем, всё это не умаляет ценности дебюта. Говорят, в своё время он обрел вокруг себя целый культ. Вдруг и вам понравится. В конце-концов, больше такого не будет. Уэс Крэйвен покинул мир в августе прошлого года, а Кевин Уильямсон зарабатывает на жизнь сценариями для третьесортных сериалов. Убейте фильмом время, чтобы хоть как-то оправдать его название.

Автор текста

Павел Мальцев
Павел Мальцев
Основатель, главный вредный. Как жить без кино — не знает.

Комментарии: