«Талли»: Бедная бедная девочка

Пригород Нью-Йорка. Мать двоих детей Марло (Терон) ждет рождения третьего ребенка. Не то чтобы прям с нетерпением, и не то чтобы ждет, но идет уже девятый месяц беременности и деваться некуда. У нее уже уже есть замкнутая дочь и сын, которого все вокруг политкорректно называют «чуднЫм». Роды не приносят особого счастья и облегчения: дни тонут в рутине, муж (Ливингстон) пропадает в командировках и видеоиграх, а брат (Дюпласс) настойчиво предлагает взять им «ночную няню», чтобы хоть высыпаться. И подмога приходит: молодая Талли (Дэвис) приходит по ночам, нянчится с новорожденным, составляет компанию в просмотре реалити-шоу «Жиголо», обсуждает личную жизнь и вообще сильно напоминает Марло в молодости. Что-то явно идет не так.

«Талли», 2018

Может это и правда комедия. Действительно, нервный смех будет будет раздаваться на протяжении практически всего этого горького и довольно страшного фильма. Удивительно, как Джейсон Райтман все еще ходит с позорным ныне клеймом «режисер инди-фильмов», будучи одним из лучших современных американских постановщиков. Еще более пугает, что люди всерьез называют его «милым» и, упаси боже, «добрым». Чем-чем, а этим он уж точно не грешит. Основная проблема настоящих «индюшатников» в том, что они слишком приятные, доброжелательные и, скорее всего, правда замечательные люди. Хорошему режиссеру эти качества не нужны, а зачастую и вовсе мешают. Райтман  человек, судя по всему, очень нервный, обидчивый, злопамятный и саркастичный. Потому и фильмы выходят замечательные, сильные и злые. На таком противоречии строится и его стиль. Душераздирающие истории про сложных и зачастую неприятных людей рассказываются с издевательски приторной интонацией. Весь этот язык американского инди-кино, песенки Эллиота Смита и прочее укулеле вроде бы должны вызвать тошноту, но работают на совсем другие раздражители. Райтман разливает по полу какую-то сладкую жижу, чтобы затем герои на ней поскальзывались, падали и разбивали себе головы. Зрителям от этого ничуть не легче. Благодаря такому крайне специфическому контрасту драматургического материала и методов его воплощения «Джуно» всех жутко бесит, но до сих пор справедливо считается одной из знаковых картин «нулевых», «Мне бы в небо» остается единственным фильмом, одинаково подходящим как для расставаний, так и для увольнений, а «Бедная богатая девочка» окончательно доказала всем величие Шарлиз Терон.

«Талли», 2018

Не будет лишним напомнить, что Шарлиз Терон — самая киногеничная актриса из ныне живущих и активно снимающихся. Даже самых красивых людей можно снять с неудачных ракурсов, подобрать ужасную одежду, испортить все плохой режиссурой и криворукостью оператора. Но Шарлиз вовсе не человек, а ее карьера не объясняется никакой здравой логикой: большую часть фильмографии составляют довольно проходные фильмы, не достойные и крупицы ее таланта, а «Оскар» практически в начале карьеры и вовсе погубил не одно поколение молодых актрис. Но при этом она остается в высшем голливудском эшелоне уже без малого пару десятков лет, а ее техника развивается с каждым годом. Чего уж говорить про ее космическое обаяние, благодаря которому, например, в 2015-м году миллионы людей по всему миру осознали, что их новой сексуальной фантазией и/или ролевой моделью стала однорукая бритоголовая водительница бензовоза. В «Прометее» её героиню вообще забыли прописать, но исходящий от нее благоговейный ужас перекрывает всех ксеноморфов и прочую космическую нежить в этой по-своему прекрасной кинокартине. Здесь она берет не столько природным магнетизмом, сколько, простите, актерской игрой: по факту мы знаем о её героине совсем немного, но за полтора часа она становится практически родным человеком. И да, как бы не пытались сделать её «некрасивой»  влюбиться можно и здесь.

«Талли», 2018

Джейсон Райтман снимает про людей сложных, противоречивых, не пытающихся быть «милыми» и «приятными». Героини удаются ему особенно хорошо, во многом благодаря совместной работе с Диабло Коуди, написавшей сценарии к «Джуно» и «Бедной богатой девочке», а также поставленному не Райтманом, но по-своему великому «Телу Дженнифер». Автор она может и не гениальная, но пугающе честная, злая, острая на язык и немного сентиментальная. Нечасто бывают столь удачные творческие союзы. Особенно это заметно по фильмам, где занят только кто-то один из них. Здесь же всё снова сошлось: жесткий драматургический каркас, печальная ирония вместо дежурной злобной ухмылки, а Райтман заметно вырос как постановщик. Он всегда умел емко и хлестко монтировать, но здесь это становится уже четко отработанной техникой. Его никогда не интересовала передача тактильных ощущений, но здесь можно прочувствовать все тягости материнства практически на физиологическом уровне. Особо нежные зрители уже ноют, что тут слишком много «неприятных для мужчин подробностей», но таким особям можно только посоветовать не заводить детей и желательно вовсе не иметь никаких контактов с противоположным полом.

При всем своем профеминистском заряде «Талли» совсем не о трудностях материнства и проблемах в семейной жизни, хотя говорит об этом с редкой честностью и прямотой. Этот горький, печальный и местами смешной фильм показывает то, как мы порой выбираем себе ролевые модели, старательно пытаемся им следовать и вроде делаем всё правильно, пока этот образ не перекрошит в песок нас самих. Время идет, жизнь уходит из под ног, но со стороны кажется, что все нормально и так как надо. В общем, сбывшаяся мечта хуже любой трагедии, в ад мы загоняем себя сами. Утешает тут только одно: если ты Шарлиз Терон, то останешься красавицей в любом случае.

Автор: Павел Пугачёв. 

Автор текста

Павел Пугачёв
Павел Пугачёв
Шеф-редактор. Выпускник студии Troma Films (Челябинск), когда-то играл Тима Рота в «Обмани меня». Мог сыграть героя Арми Хаммера в «Зови меня своим именем», но шорты не налезли. Любимый кинокритик — Роман Волобуев. Сам Волобуев об этом вряд ли знает.

Комментарии: