«Суперсемейка 2»: Сделаем супергероев великими снова

Суперсемейка дружно сражается с очередным злодеем. Всё бы хорошо и здорово, но жители города недовольны разрушениями, СМИ преподносят спасителей в невыгодном свете, а юридическое положение супергероев всё ещё крайне неопределённое – их деятельность формально незаконная. Тут ещё вмешивается повседневная рутина: не хватает денег даже на оплату жилья, так что приходится задуматься о поиске оплачиваемой и легальной работы. На авансцену выходит загадочный миллиардер Уинстон Дивор, называющий себя давним поклонником мистера и миссис Исключительных. Он предлагает устроить пиар-кампанию по восстановлению имиджа супергероев, а его связи в высших эшелонах власти дадут возможность сделать их деятельность не просто легитимной, но одобряемой лидерами крупнейших государств мира. Миссис Исключительная не замечает подвоха и охотно отзывается на предложение, от которого нельзя отказаться, в то время как её дорогой супруг вынужден сидеть дома с детьми. Что-то обязательно пойдет не так.

«Суперсемейка 2», 2018, фото: WDSSPR

«Суперсемейка» 2004-го стала уникальным примером того, как можно весело, ярко и увлекательно рассказать о самых скучных вещах на свете: семейной бытовухе и кризисе среднего возраста. Сиквел берёт драматургический каркас первой ленты и повторяет его с незначительными изменениями. Фокус внимания ожидаемо переводится на Эластику. Теперь уже не мистер Исключительный развлекается вдали от дома, повышая самооценку и приводя себя в человеческий вид, а его жена раскрепощается, примеряя новую одежду и ведя себя как главная героиня великого фильма «Долгий поцелуй на ночь». В первой части можно было заметить намёк на возможность адюльтера со стороны мужа, здесь же при большом (очень большом) желании можно заметить лесбийские симпатии. А кто говорил, что этот мультик для детей? Малышне вообще здесь будет скучновато: шуток меньше (зато попадания стали точнее и больнее), сюжет чуть сложнее, ритм размереннее. Но и без того в современном мире достаточно развлечений для эгоистичных лилипутов. Пусть терпят.

«Суперсемейка 2», 2018, фото: WDSSPR

Для детей постарше и совсем уже подросших развлечений тут хватит с избытком. Основная коллизия с возвращением супергероев вызывает ассоциации с «Хранителями» (есть даже Филин), если бы те были озабочены семейными ценностями. Собственно, эта часть оказалась сильнейшей в фильме. Очевидная мораль про важность сохранения семьи обретает вес после очень точного показа нервного срыва. Мультфильмы студии Pixar всегда были сильны по части психологической достоверности, а в последние годы вообще ушли почти что в психиатрию. Получается жутко интересно, актуально и смело. А ещё это первая их работа с явным политическим подтекстом. При большом желании и наглости таковою можно счесть прошлогоднюю «Тайну Коко», но оставим на совести американских кинокритиков эту параллель про мексиканцев и переход через границу. Здесь же тема ностальгии по славному прошлому («сделаем супергероев великими снова») озвучивается практически прямым текстом. Есть и локальная Хиллари Клинтон, занудно выступающая с точки зрения здравого смысла. Регулярно высказывается мысль о сдерживании сил, некотором контроле за деятельностью супергероев (читай: оружии). К счастью, фильм, скорее, задается вопросами, нежели дает готовые ответы, чем грешит нынешний остро политизированный голливудский мейнстрим. Да и в сравнении с диснеевским «Холодным сердцем», а уж тем более «Моаной» вся эта подоплека не звучит совсем уж назойливо и дидактично.

«Суперсемейка 2», 2018, фото: WDSSPR

По части драматургии можно придраться к слишком долгому растягиванию совсем уж очевидной детективной интриги. Всё-таки немалая часть очарования первого фильма была в его фабульной прямолинейности и немногословности даже по меркам мультфильма. А в сюжетных твистах немного запутались, кажется, и сами создатели. Но вся сила второй «Суперсемейки» вовсе не в сценарии, а в режиссуре. Брэд Берд ненадолго ушёл из анимации в кино, дабы потом вернуться в анимацию и делать Кино уже там. Уже в сумасшедшем открывающем эпизоде кинематографичности больше, чем в его замечательных «Протоколе Фантом» и «Земле будущего» вместе взятых. Оставшись наедине с компьютерными технологиями, он воплотил плюс-минус все фантазии любого приличного режиссёра жанрового кино: тончайшая игра со светом, невообразимая в сложнопостановочных экшн-сценах на открытом воздухе, стилизация под комикс, нуар и шпионский триллер одновременно, цветовые решения в духе Брайана Де Пальмы и столь нахальную объективацию Эластики, какую трудно представить в современном стерилизованном Голливуде. Тут даже есть дикая потасовка с енотом, затыкающая за пояс обе части «Стражей галактики». Отрывается здесь и отличный композитор Майкл Джаккино, которому с его необузданным джазовым темпераментом давно не было где так развернуться. Зрелищно, изобретательно, ярко — не так уж часто такие эпитеты действительно стоит произносить в адрес нынешней супергероики. А здесь их даже недостаточно.

Автор: Павел Пугачёв.

Автор текста

Павел Пугачёв
Павел Пугачёв
Шеф-редактор. Выпускник студии Troma Films (Челябинск), когда-то играл Тима Рота в «Обмани меня». Мог сыграть героя Арми Хаммера в «Зови меня своим именем», но шорты не налезли. Любимый кинокритик — Роман Волобуев. Сам Волобуев об этом вряд ли знает.

Комментарии: