«Я, Тоня»: Ледяная стерва против всех

В 80-е успех американской фигуристки Тони Хардинг (Марго Робби) казался образцовым: рекорды на соревнованиях, слава и солидные карьерные перспективы — всё, чему не грех позавидовать, если не затрагивать личную жизнь. В детстве Тоня постоянно сталкивалась с деспотичным нравом матери (Эллисон Дженни), убеждённой, что сделать из дочери человека могут лишь унижения и рукоприкладство. Не осчастливил (скорее наоборот) её и брак с простофилей Джеффом (Себастьян Стэн). В 1994-м, находясь в двух шагах от очередного титула, Тоню ставят перед фактом: жюри чемпионата не желает отдавать предпочтение фигуристке, у которой нет «идеальной американской семьи». Чтобы обойти соперницу, Тоня прибегает к ответным действиям — необдуманным, жестоким и преступным.

«Я, Тоня», 2017

Ни для кого не секрет, что львиная доля современных байопиков не в состоянии предложить ничего, кроме актёрских триумфов и ретро-картинки. Однако «Я, Тоня» (опустим локализацию) своим примером неожиданно деконструирует такой стереотип. Да, в основе этого фильма лежит реальная история, выглядит он, как положено, старомодно, за камерой стоит не первоклассный, но всё же умелый режиссёр, и играют в нём далеко не дилетанты. Но всё это выстрелило бы вхолостую, не предложи сценарист интересной повествовательной структуры.

«Я, Тоня», 2017

Большая часть «Тони» — чисто игровое кино, но около 10 минут режиссёр искусно имитирует документальное. Рассказ ведётся через интервью с реальными лицами, что отчасти фикция, поскольку их тоже играют актёры. Фокус всё-таки срабатывает: герои оглядываются на прошлое, будучи в том положении, когда его последствия давным-давно минули и уже не имеют никакого значения. Это позволяет им интерпретировать события, как некий абсурд, и иронизировать над ними. Печальная на первый взгляд история оказывается крайне смешной и поучительной, но с привкусом разочарования рассказчиков в собственной жизни.

«Я, Тоня», 2017

При этом режиссёр, в отличие от некоторых коллег, не прячется за хорошим текстом и блестящими актрисами, а уверенно руководит процессом. С каждой минутой «Я, Тоня» становится умнее, острее и интереснее, и Эллсон Дженни и Марго Робби запросто выдают здесь свои лучшие роли. Героиня последней всё время матерится, посылает окружающих и отчаянно противостоит судьбе — такая экспрессия делает персонажа живее и выразительнее.

В своих фильмах «Боец» и «Мой парень — Псих» Дэвид О. Расселл рассматривает семью на примере странных людей, чьё безумие в конце концов не разобщает их, а, наоборот, несмотря на эмоциональные барьеры, помогает сплотиться. Судьба Тони Хардинг абсолютна полярная: амбициозность и сила воли, за которыми стоят искренние намерения, сталкиваются с непониманием и цинизмом, и любые попытки их перешагнуть оказываются заведомо тщетными.

Благодарим сайт Киноафиша за приглашение на показ фильма. 

Автор: Алексей Дарбинян.

Комментарии: