Славные ребята

Marvel Studios вместе с корпорацией Уолта Диснея продолжает с завидной частотой выпускать на экраны кинотеатров экранизации комиксов. Несмотря на стабильно высокие сборы и обычно положительные отзывы прессы, Кевину Файги и Ко с каждым годом становится всё сложнее и сложнее нас удивлять. Пусть в формулу успеха студии частенько вносятся нововведения, мы всё равно привыкли ожидать от фильмов Marvel вполне определённых вещей и почти всегда получаем модернизированные версии одного и того же продукта. В общем-то, это не плохо. Давно сложившийся рецепт всё еще способен хорошо развлечь и оставить у зрителя положительные эмоции, но при частом употреблении любое блюдо начинает приедаться.

Вышедшие в 2014-м году «Стражи галактики», тем не менее, смогли внести свежую кровь в жилы начинающего надоедать киносериала. Та самая формула в них сохранялась, но всё же они достаточно нетривиально вписывались в контекст масштабной франшизы о героях в латексных костюмах. Дело, наверное, в ребячливо-хулиганском тоне и в героях остроумной космооперы, которые кажутся, скорее, случайно попадающими в переделки разношерстными трикстерами, чем традиционными героями комиксов.

«Стражи Галактики-2», 2017

Сиквелом своего хита трёхлетней давности режиссёр Джеймс Ганн, до этого известный работой над эксплуатационными фильмами и сумасбродными независимыми комедиями, окончательно закрепляет за собой звание самого яркого и самобытного автора среди работников конвейнерной мастерской Marvel и Disney. По крайней мере, так можно с полной уверенностью утверждать вплоть до поры выхода третьего «Тора» от безмерно талантливого новозеландца Тайки Вайтити.

Команда чокнутых межгалактических наёмников возвращается: эксцентричный космический ковбой-меломан Питер Квилл (Крис Пратт), наёмница Гамора (Зои Салдана), живое дерево Грут (переродившееся в малыша Грута), тугодумный силач Дракс (Дэйв Батиста) и говорящий енот-трикстер Ракета, по вине которого герои снова попадают в новую передрягу. За ними охотятся и инфантильно-пафосные представители расы суверенов, и Опустошители во главе с космическим пиратом Йонду (Майкл Рукер). Но основная линия фильма вращается вокруг тайны личности вдруг объявившегося отца Квилла – могущественного существа по имени Эго (Курт Рассел).

«Стражи Галактики-2», 2017

«Стражей галактики» образца 2014 года, несмотря на всю их относительную новизну, Ганн всё же создавал с некой робостью, придерживаясь разработанных схем и оставаясь в студийных рамках. При просмотре сиквела частенько задаёшься вопросом о том, как режиссёру и сценаристу в одном лице всё это сошло с рук. Во второй части похождений разношёрстной космической «семейки» постановщик ощутимо усиливает комедийную составляющую, причём некоторые шутки здесь скорее ожидаешь услышать в чёрной комедии для взрослых, чем в большом голливудском блокбастере по комиксам. Юмора разного качества и направленности здесь очень много (и он, внезапно, в основном исходит от Дракса). В яблочко он попадает не всегда (то слишком глупо, то растянуто, то ниже пояса), но громкий хохот у зрителя Ганну удается вызвать довольно часто и общее впечатление картина оставляет крайне позитивное.

«Стражи Галактики-2», 2017

Почерк Ганна становится куда более отчётливым и эксцентричным. На этот раз ему как будто стало совсем наплевать на остальную марвеловскую франшизу со всей её связанностью и единством тона. В её недрах он создает собственный мир, в котором отходит от традиционной для собратьев по киносериалу структуры, выстраивая нечто напоминающее старые эпизоды «Звёздных войн», а сильнее всего – легендарную «Империю».

Вместо того, чтобы вновь заставить своих героев сразиться с большим вселенским злом, он разбивает их на небольшие группы. У каждой из них есть свой «квест», а почти у каждого члена команды — свой конфликт. Ганну даже удаётся исправить почти патологическую марвеловскую проблему с антагонистом. Здешний злодей, о котором лучше много не разглагольствовать, получился на удивление полифоничным и неординарным персонажем — настоящим подарком на фоне различных Ронанов и Малекитов.

«Стражи Галактики-2», 2017

Сиквел «Стражей» словно разрывается от энергии и юношеского задора. Его бодрые экшн-сцены напоминают красочно-безумные музыкальные клипы к драйвовым хитам из прошлого (побег из тюрьмы под Chain – это что-то), чем то, к чему мы привыкли. Он с разной степенью ловкости вплетает в повествование культурные коды из разных областей: ситкомы 80-х, диснеевская классика, «На север через северо-запад» Хичкока. «Часть вторая» настолько перенасыщена юмором, гротескными эпизодами, яркими цветами и различными реминисценциями, что уже должна развалиться под собственным весом, но этого почему-то не происходит.

Конечно, нельзя сказать, что всё получилось безупречно. Этим по-хорошему сумбурным продолжением будет тяжеловато проникнуться вне контекста первого фильма, а в его втором акте, большая часть которого происходит на красивой, но пустоватой планете Эго, действие «Стражей» несколько провисает. Этот сегмент картины под завязку набит словесными перепалками героев и различными шутками, но действия ему явно недостает. Впрочем, искупается это динамичной завязкой и взрывной развязкой, которую Ганн даже умудрился наполнить парочкой неплохих твистов. В финале же ему даже удаётся выбить из иного зрителя слезу, заканчивая своё творение на удивительно трогательной эмоциональной ноте.

«Стражи Галактики-2», 2017

Отвернувшись от всех остальных марвеловских поделок, эта дилогия, а в особенности сиквел, кажется каким-то небольшим чудом. Трэшево-инфантильный концепт, совершенно отрезанный от всего остального сеттинг,  совершенно нелепые (казалось бы) протагонисты. Но всё это работает намного эффектнее любой части «Мстителей», на фоне «Стражей» кажущихся совершенно беззубыми. Происходит нечто удивительное. К сумасшедшему говорящему еноту и ушлому пирату с синим лицом и кривыми зубами испытываешь куда больше симпатии, чем к Капитану Америке, Тору или Железному человеку. Даже как-то обидно, что в ближайшее время команде межгалактических отбросов придётся слиться с командой героев Земли и, по воле братьев Руссо, вероятнее всего, среди них всех затеряться.

Вроде бы они прекрасно чувствуют себя и под любящим крылом Джеймса Ганна.

Автор: Егор Луканин. 

Автор текста

Егор Луканин
Егор Луканин
Настоящий киновед, наш первый агент в Москве, ценитель прекрасного (всякого старья) и ужасного (всяких сериалов), самый терпеливый человек в нашей редакции. Молодой и красивый.

Комментарии: