«Синонимы» Надава Лапида: от Стены Плача до Нотр-Дам-де-Пари

Свою третью полнометражную картину «Синонимы» Надав Лапид привез на 69-й Берлинский кинофестиваль в этом году и выиграл «Золотого медведя». В конкурсной программе по ажиотажу до и после просмотра этот фильм можно сравнить с «Золотой перчаткой» Фатиха Акина. Предпремьерный российский показ «Синонимов» состоялся 15-го апреля. В этот же день в Париже загорелся один из главных символов Франции — Нотр-Дам-де-Пари. Это сочетание событий не могло остаться незамеченным и не артикулированным в этой рецензии, потому что фильм израильского режиссёра Надава Лапида не только про экспата Йоава, но и про главные атрибуты родины Виктора Гюго.

«Синонимы», реж. Надав Лапид, 2019

Итак, Париж. Молодой человек Йоав оказывается в сердце Франции, сбежав из своего родного Тель-Авива подальше от семьи/друзей и собственной еврейской идентичности. Его цель — обрести идентичность французскую. Ночевка в шикарном районе на левом берегу Сены оборачивается катастрофой и почти смертью, но благо находится живущая сверху богатая пара, которая спасает обворованного и замерзшего Йова. Эмиль и Каролин дают ему одежду, телефон, деньги, прекрасное пальто горчичного цвета и становятся его наставниками и парижскими друзьями. С этого момента начинается ассоциация Йоава с Францией.

На каждое французское действие Йоава находится еврейское противодействие: он покупает словарь французского языка и отказывается от родного иврита, но ему приходится говорить на нем с бывшей девушкой и отцом; его самыми близкими друзьями становится богемные Эмиль и Каролин, но на работе в израильском посольстве он каждый день видится с евреями-националистами. У Йоава маниакальный армейский порядок: ежедневный одинаковый рацион, рассчитанный по граммам, «гимнастика» и заучивание слов. Главная задача — освоить французский язык и говорить на нем не хуже Шарля Бодлера и Виктора Гюго. Так как во время прогулок нельзя смотреть по сторонам (только истинным французам можно, ему — пока нет), то Йоав занимает себя ассоциативной игрой в слова. Через эту привычку, которая дала название фильму, режиссёр показывает, какое важное значение для мигрантов имеет освоение не своего языка. Для того, чтобы отказаться от страны, где ты родился, научись описывать её десятью негативными синонимами. Йоав — умеет.

«Синонимы», реж. Надав Лапид, 2019

В фильме много потрясающих сцен и деталей внутренней борьбы главного героя. Их калейдоскопичность приводит к осознанию простой истины — гражданство, будь то израильское или французское, в принципе значит одно и то же. Непреодолимое желание избавиться от присущего «еврейского» так и не становится реальностью. Йоав может не говорить на иврите или открещиваться от своих друзей и выдающегося военного прошлого, но нагое тело сразу выдает его национальность. Одна из самых примечательных сцен фильма со съемкой в порно доказывает герою невозможность добиться языковой абдукции. Порно-режиссер в кульминационный момент просит Йоава поговорить «на своем языке» и тот вынужден подчиниться, повторяя на иврите: «Что я здесь делаю?».

Из обидного — затянутость второй части, делающая фильм неровным в своем развитии. Первая половина — сцены в посольстве, стриптиз в баре, съемка в порно, рассказы историй из прошлой жизни Эмилю и Кароли — неосознанная борьба Йоава с внутренними демонами сменяется довольно затянутым и очевидным отказом от предстоящей жизни в качестве французского гражданина. Нет больше повторений синонимов, склоненной головы и рук в карманах, только заученные символы — президенты республик, Марсельеза и Нотр-Дам во всей красе, на который уже не стыдно смотреть. От того и больно.

«Синонимы», реж. Надав Лапид, 2019

Из занимательного — тот объем кинематографических инструментов, который использует Лапид и его оператор Шай Голдман. Крупные планы, ручная камера, панорамы, long-takes и многое-многое другое создают атмосферу близости и тесноты между зрителем и героями. Иногда эта замкнутость становится панически непереносимой, клаустрофобической. И, конечно же, нельзя не отметить актерскую игру Тома Мерсье, абсолютного дебютанта в кино. Будучи даже беззащитно голым он сохраняет дикость и ярость в своих телодвижениях и мимике. Кажется, что вот сейчас, прямо тебе, зрителю, Мерсье даст пощечину. Страшно, но интригующе.

Если вы откроете сайт kartaslov.ru, то синонимами слова «символичный» будут «знаменательный», «актуальный» и «драматичный». Вдобавок к этой рецензии прочитайте весь список, тогда фильм «Синонимы» станет для вас ещё понятнее.

Автор текста

Марфа Веселова
Марфа Веселова
Лягушка-путешественница. Непостоянный, но важный автор. Ценительница книг. Обладает сверхспособностью разжечь любую вечеринку. Видела Берлин, Канны и, кажется, весь мир.
Ещё статьи от этого прекрасного человека

Комментарии: