«Три Икса-2»: Синдром Торетто

«Три икса: Мировое господство», 2017

Предупреждение: в фильме нет Азии Ардженто и группы Rammstein. В рецензии тоже.

Ну, сюжет тут простой. Плохие парни хотят захватить мир, всё повзрывать. Ну там ещё коррумпированные агенты из ЦРУ есть, они тоже плохие ребята. Есть хорошие ребята — их собирают, как Мстителей. Ну и они вот противостоят злу. И всё взрывается, летает, оргазмирует, стреляет, перетекает друг в друга. Нормальное кино. Пацанам понравится. Вспомним 80-е и 90-е с их непритязательными  боевиками в видеосалонах. Шварц, Сталлоне, наш соотечественник Сигал, Лундгрен, ЖКВД и другие славные парни. Классно было, а? И ведь мы до сих пор не мучаемся от скуки при выборе «тупой стрелялки с любимым Уиллисом (нужное — вставить) на вечер». А в «Трёх иксах» есть всё, что требуется такому вот зрителю. Он (фильм) может глубоко расстроить великовозрастных кинокритиков да повернутых на французском кинематографе и фильмах Тарковского школьников. Но простых ребят, что называется, «с улицы», должен тронуть до глубины души.

«Три икса: Мировое господство» сразу отрекомендовывает себя как цирк с механическими конями и несмешными клоунами, но с действительно залихватскими, по-хорошему идиотскими экшн-сценами и трюками. Ушлые киноманы точно останутся в лёгком восторге от кульбитов, вытворяемых по ходу действия. Первое появление Ксандера Кейджа с дальнейшим взрывным клипом, безусловно, так и останется непревзойдённым ещё долгое время. Красиво, эффектно и дорого. Не поспоришь. Однако самое страшное состоит как раз в том, что фильм Ди Джея Карузо полностью состоит из таких мини-вставок и не образовывает что-то целостное, оттого во внутреннем устройстве фильма случается раскол. Структура рушится, эпизоды перестают сосуществовать, происходящее становится досужим. Авторы спекулируют на умножении штампов, смешивая в коктейль не самые лучшие ингридиенты. Такие фильмы подчиняются одной простой аксиоме: «есть на что посмотреть — будет работать». Правило неотменимо и будет действовать до тех пор, пока у киноделов не отберут компьютеры и не заставят их взяться за ум или, например, за перо. То есть никогда.

«Три икса: Мировое господство», 2017

Номинально «Три икса» на 99% состоит из компьютерной графики. Обрамлённый хромакеем, он творит всё, что душе угодно, не собираясь останавливаться. Смысл в том, что смысла нет. Это тот же «Отряд самоубийц», практически со схожими недостатками. Так что некая общность между фильмами чувствуется сразу — в первую очередь, это одинаково хороший актёрский состав и схожий стиль, формирующий содержание. «Три икса», однако, не исчерпывается одним приёмом «комиксности», наоборот — совершает крутые виражи от минуты к минуте, если не каждую секунду экранного времени. Но даже суперспособность Ксандера Кейджа рассекать волны океана на мотоцикле не избавляет третью часть о суперагентах-экстремалах от подводных камней.

«Три икса: Мировое господство», 2017

Мысль продолжить коммерчески успешный  «Три икса» Роба Коэна казалась симпатичной, разве что, только Вину Дизелю, ставшему инициатором «Мирового господства». Оно и понятно: мысль эта изначально зиждется на желании набить карман да в сотый раз козырнуть образом альфа-самца в чёрной майке с пудовым крестом на шее. Любой герой Вина Дизеля — всегда альтер-эго Доминика Торетто, перебегающее из фильма в фильм, не оставляя в каждом ни намёка на изменение характера его персонажа. Дизель, начиная с успеха пятой части «Форсажа», усердно пестует образ Торетто где придётся, пусть даже это будет кретинское фэнтези об охотнике на ведьм. И вот тут бахвальству Вина Дизеля не позавидуешь — оскароносный оператор «Трёх иксов» Рассел Карпентер отписывает бугаю самые выверенные, самые крупные, самые любвеобильные планы в фильме. Вот, Дизель выпрыгивает из самолёта без парашюта, пикируя прямо к непонятному ящику с непонятно чем и плавно на него приземляется (в воздухе!), а занимает всё это не менее двух минут. Вот, Дизель в своей дурацкой шубке занимает большую часть кадра. И весь фильм Ксандер Кейдж не может нарадоваться своей замечательной жизни с погонями, верными друзьями и красивыми девицами. Но Дизель, судя по всему, не может понять, что одной его фигурой не вытянуть не то что франшизу — весь фильм. А друзей, делающих его жизнь такой шикарной, надо обязательно уважить, а не пресекать любые их попытки развернуться. Тут либо стать чуть скромнее, либо уйти восвояси и дать шикарному касту разобраться в своих проблемах самостоятельно, тем более таец Тони Джаа и китаец Донни Йен вне сцен с Дизелем разыгрывают совершенно другой фильм. Дизель же превращает «Три икса» в бюджетную версию «Форсажа», поддерживая и насыщая свой экранный образ, но тем самым перекрывает воздух всем остальным. Форсаж — это дискурс, религия, если угодно — конгломерат, хаотичная смесь всего и вся, связанного семейными узами. «Семья — это главное» — постулирует Доминик Торетто, тогда как Ксандер Кейдж переиначивает фразу «брат за брата» в«Три икса никогда своих не бросают». С этим нужно либо считаться, либо пропускать все фильмы с участием Вина Дизеля мимо глаз.

«Три икса: Мировое господство», 2017

Так что иной раз непонятно, как относиться к продолжению «Трёх иксов». Фильм радует моментами, удивляет тупостью и виртуозностью одновременно, но так и просится в разряд «посмотрел и забыл». «Три икса: Мировое господство» — это саморазоблачительный, но слишком уж скрывающий это блокбастер. Побольше смелости, открытости и самоиронии фильму точно не хватает, и виновник тут один — лысый пижон в дурацкой шубе на половину кадра.

Зато какой крутой, а!

Автор текста

Павел Мальцев
Павел Мальцев
Основатель, главный вредный. Как жить без кино — не знает.

Комментарии: