«Шазам!»: Выходной день Билли Бэтсона

Водитель легковушки отвлекается на внезапный испуг сына и теряет управление посреди заснеженной трассы. У эмоций мальчика особый характер: за секунду до аварии он магическим образом оказался в странной пещере, где дряхлый старик в причудливой униформе предложил ему стать своим преемником и сражаться с тёмными силами — но при условии, если тот проявит «силу духа и чистоту сердца». Мальчик проваливает тест и возвращается обратно, где его ждут отец-инвалид и презрительный старший брат. Впоследствии из него вырастет доктор Тадеуш Сивана (Марк Стронг), закомплексованный и жестокий мужчина, посвятивший свою жизнь поискам места, в котором он побывал в ту роковую ночь.

Пока Сивана разбирается со своей детской травмой, полиция арестовывает воспитанника детдома по имени Билли (Эшер Энджел) — он незаконно проник в базу данных, пытаясь найти адрес своей мамы. Однажды, возвращаясь из школы в дом приёмной семьи, Билли оказывается у того самого волшебника, отвергшего Сивану, и получает от него необычный дар — в одно мгновение превращаться из подростка в видного качка с кучей суперспобностей (Закари Ливай).

«Шазам!», реж. Дэвид Ф. Сандберг, 2019

Если пересказать сюжет «Шазама» без малейшей иронии, то палец собеседника быстро окажется у виска. Режиссёр, как, впрочем, и студия, набившая не одну шишку своими тентполами, прекрасно это понимает. Последние фильмы DCEU страдают уже не столько от напыщенной серьёзности, сколько от историй, которые вязнут в фальшивом пафосе. Человечество атакуют то из космоса, то из океана, но протагонисты вроде Аквамена, на чьих плечах оказывается судьба мира, предстают безликими функциями, которым невозможно сопереживать. В последние годы индустрия доказала, что для хорошего фильма или сериала супергероям не обязательно защищать вселенную. Сценаристам достаточно отказаться от гигантомании и погрузиться в насущное. Например, «Человек-паук: Возвращение домой» подчеркнул ничтожность среднего класса перед корпорациями, «Джессика Джонс» предвосхитила «Вайнштейнгейт», напомнив, что помимо физического насилия есть ещё и ментальное, а сиквел «Человека-муравья» оказался комедией про воссоединение семьи. Понижение ставок делает людей в трико более человечными и позволяет зрителю примерить их проблемы на себя.

Следуя этой тенденции, режиссёр «Шазама» Дэвид Ф. Сандберг заметно опережает своих коллег. Его фильм ловко балансирует между типовым блокбастером и историей, где мордобой уходит на второй план. Сандберг опускает атрибуты одного жанра, чтобы свести воедино несколько других: в основе «Шазама!» — симбиоз рождественского кино, в котором праздничная меланхолия под конец обретает отблеск счастья, фильма о подростках и трудностях пубертата, разыгранного в лучших традициях Джона Хьюза, и, наконец, супергеройского боевика, в котором инфантильные мужчины выясняют отношения между небоскрёбами. В случае с последним, привычный пафос сыпется уже на вступлении, где авторы дают понять, что их интересует столкновение не моральных принципов, а душевных травм, полученных героями ещё в детстве.

«Шазам!», реж. Дэвид Ф. Сандберг, 2019

И главный успех «Шазама!» в том абсурде, в котором Сандберг смешивает эти избитые сюжеты об избранном, потере родителей и другие жанровые клише. Он умудряется говорить о серьёзных вещах, делая это в максимально несерьёзной манере, — и самое прекрасное, что выглядит это как блестяще продуманная концепция. Возможно, именно таким получился бы «Отряд самоубийц», если бы его шутки родились не в производственном аду.

На первый взгляд, ирония фильма не уходит дальше его вселенной. В мире «Шазама!» люди давно привыкли к существованию Бэтмена и Супермена: магазины ломятся от тематической атрибутики, а детские комнаты заставлены игрушками. Многие сцены, которые это иллюстрируют, либо сопровождаются юмором, либо становятся его источником. Другой момент — это самопародия. Экшн-сцены и арт-дизайн Сандберг, не стесняясь, собирает из деталей, которые откровенно не удались Снайдеру. Пролеты Шазама и его схватка с Сиваной над мегаполисом сильно напоминают финальное сражение Супермена и Зода, на котором не зевнул только ленивый, а облик монструозных подручных Сиваны явно отсылается к плохо смоделированному Думсдэю. Таким образом, Сандберг берёт знакомые детали и, словно в противовес претенциозности Снайдера, разбавляет их в чистокровной комедии.

Ко всему прочему, авторы не ограничиваются DCEU и где-то во второй половине заводят разговор о поп-культуре. В «Стекле» М. Найт Шьямалан слишком недвусмысленно намекнул, что одержимость супергероями вызвана желанием поверить в свою незаурядность. Сандберг же более деликатен. Похожие мысли он не озвучивает, а визуализирует. Вот Билли в облике Шазама селфится с прохожими и зарабатывает на фокусах — словом, купается во внимании, которого был лишён с детства. Вот он со сводным братом, убежав от хулиганов, снимает свои способности для YouTube-роликов, которыми восхищается вся школа. Такими примерами зрителю напоминают, что любовь к масскульту иногда граничит с эксплуатацией.

«Шазам!», реж. Дэвид Ф. Сандберг, 2019

Что же касается самих героев, то это инфантильные дети, застрявшие в шкурах взрослых людей. И если Билли оказался там в буквальном смысле, то Сивана со дня аварии, кажется, совсем не повзрослел. Об этом говорит и тот факт, что смириться с отдалением от семьи ему намного проще, чем упустить шанс стать особенным. Именно этот комплекс, с которым он жил десятилетиями, вынуждает его убивать и ровнять небоскрёбы с землёй. Показательной можно считать сцену, в которой Сивана и Шазам сражаются в магазине игрушек — трудно представить более подходящее место для таких героев.

Вкупе с едкой иронией «Шазам!» предлагает деконструкцию франшизы. Внутренние терзания супергероев нередко делали их изгоями — взять хоть главный конфликт «Человека из стали». Но поскольку Сандбергу это не интересно, его протагонист ведёт себя иначе. В случае Сиваны, желание быть лучше окружающих становится самоцелью и потому приводит к поражению, тогда как Билли готов разделить свою уникальность с другими. И для DCEU это честная работа над ошибками: если Супермен пафосно возвышался над людьми, то Шазам, не стесняясь, становится с ними в один ряд.

Автор текста

Алексей Дарбинян
Алексей Дарбинян
Автор из Москвы. Ради нас уволился из THR и Variety.

Комментарии: