Пятничный пересмотр: «Джуманджи» и «Затура: Космическое приключение»

Совсем скоро в прокат выйдет новая версия «Джуманджи». Как не повод пересмотреть оригинальный фильм 1995-го года и его младшего двоюродного брата, вышедшего десятилетием позже. Оба сняты по мотивам книг детского писателя Криса Ван Оллсбёрга. «Затура» изначально разрабатывалась студией как сиквел, но что-то пошло не так. Разработка затянулась, проект стал потенциальной франшизой, но в итоге фильм довольно скромно прошел в прокате, а его место осталось на пыльном чердаке истории кино. «Джуманджи» повезло куда больше. Фильм собрал неплохую кассу, а с выходом на видео приобрел культовый статус. Трудно в двух словах сказать, чем он заслужил такую зрительскую любовь, но назвать его переоцененным язык не поворачивается.

«Затура: Космическое приключение», 2005

Очевидно, что без Робина Уильямса «Джуманджи» так бы не выстрелил. Здесь он во второй раз играет Питера Пэна, только получается не так неловко, а действительно трогательно. Но и не без интересных обертонов. В лучших ролях Уильямса иногда просыпается нечто маниакальное. Здесь этого в достатке. Например, сцена первой встречи с давно повзрослевшей подругой детства (Бонни Хант). Сразу видишь, за что Нолан взял его играть убийцу в «Бессоннице». Еще здесь есть главная любовь всех подростков — Кирстен Данст. Как и обычно, играющая что-то намного более интересное, чем то, что было написано в сценарии. В «Затуре» помимо совсем юного Джоша Хатчерсона замечаешь Кристен Стюарт, которая была, кажется, всегда. Здесь она, как и обычно, прекрасна, хоть и роль ей совсем забыли прописать.

Робин Уильямс в «Джуманджи».

И что бы мы делали без «Волшебника страны Оз»? Плюс-минус весь эскапистский Голливуд вышел из этого чудесного фильма. «Джуманджи» не скрывает своих корней, прямо показывая фрагмент ленты 1939-го года в одном из эпизодов. В отличие от своего предшественника, герои здесь бегут в воображаемый мир не от суровых социальных реалий Америки времен великой депрессии, а от своих родителей. Но от навязчивых семейных уз не скрыться и в ином мире. Коварный миллиардер из сериала «Штамм» (Джонатан Хайд) гоняется с ружьем за Робином Уильямсом. Он же играет его строгого отца, походить на которого мальчик совсем не хотел. Двое детей, которых угораздило найти эту игру, своих родителей там не встречают, но оно и понятно, так как они пытаются пережить их утрату в реальной жизни и справиться со своими страхами. В «Затуре» налаживать отношения приходится двум братьям, чьи мама и папа недавно развелись, вследствие чего не могут уделять им достаточно внимания. Старший терпеть не может младшего и, видимо, пытается переложить вину за расставание на него. Тим Роббинс, играющий их отца, в воображаемом мире никак не отображается, а в реальности появляется лишь чтобы удостовериться, помирились ли дети.

«Джуманджи», 1995

«Джуманджи» так и остался лучшим фильмом крепкого ремесленника Джо Джонстона, затем снявшего «Первого мстителя» и «Октябрьское небо», а ранее работавшего над спецэффектами к «Звездным войнам» и «Индиане Джонсу». По этому фильму понятно, за какие заслуги Спилберг доверил ему снимать триквел «Парка Юрского периода». Его стиль предельно скуп и, в общем, невыразителен, но работа со спецэффектами совсем не детская: тут и многочисленные звери, ожившие деревья, а пол превращается в зыбучий песок. Сейчас трудно кого-то всерьез таким впечатлить, но изобретательность можно оценить по достоинству. Фильм живет как раз за счет подобных приятных мелочей. Там, где драматургия начинает слегка провисать, в ход идут режиссерская изобретательность и ударные комические эпизоды. Чего только стоит скетч про свободную продажу оружия.

Когда узнала, что снимешься у Триера

Композиционно «Джуманджи» весьма странно выстроен. Всю сентиментальность оставляют в первой половине, а основное действие начинается гораздо позднее. Сейчас такая конструкция выглядит если и не смелой, то неожиданной. Не каждый день видишь детский, по сути, фильм со столь спокойным и размеренным ритмом повествования. «Затура» в этом плане куда проще и схематичнее. Драматургия старательно имитирует игровой процесс: краткое знакомство с героями и основными правилами, а дальше собственно игра. Тут нет ударных сцен, рассчитанных на выбивание зрительских слёз, а герои немного бесят (как и полагается нормальным детям), но в такой простоте и прямолинейности тоже можно найти свое очарование.

Найди отсылку в «Затуре»

Забавно, что режиссеры обоих фильмов весьма тесно связаны с киновселенной Marvel. Джон Фавро как режиссер поинтереснее Джонстона. Хороший комедийный актер и сценарист, затем снявший новаторского «Железного человека» и очень страшный диснеевский фильм про говорящих животных. Уже здесь он проявляет себя очень страстным постановщиком. Действие фактически разворачивается в пределах одного дома (не считая коротких вылазок в космос), но фильм кажется намного более масштабным. Кроме того, у него есть прекрасный оператор Гильермо Наварро, работавший с Гильермо Дель Торо и молодым Робертом Родригесом. Он здесь заливает всё мягким теплым светом, из-за чего все становится уж совсем уютным. У этого камерного, в общем-то, фильма есть удивительное очарование игр на дачном чердаке. Как в детство слетал, ей-богу.

Джош Хатчерсон пытается растопить сердце ледяной красавицы

Оба фильма роднят несколько надуманные временные твисты в финале. Мало того, что они не выдерживают проверку элементарной логикой, так еще и рушат немалую часть сказочного очарования, ломая всю условность рассказа. Причем драматургически они вполне оправданы, но когда магия сменяется фантастикой — это всегда немного грустно. Но сюжетный поворот в финале «Затуры» спасает существование такой ленты как «Интерстеллар», так как сейчас трудно не провести между ними параллели. Господи, спасибо за Кристофера Нолана и бесконечное число поводов для шуток.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, пожалуйста!

Автор: Павел Пугачёв.

Комментарии: