«Послание к человеку»: наш гид по программе 27-го международного кинофестиваля

С 15-го по 22-е сентября в Санкт-Петербурге будет проходить международный кинофестиваль «Послание к человеку». Две сотни фильмов, десять площадок, пять спецпрограмм, три ретроспективы, три конкурсные программы. Ориентироваться и успевать на всё не получится, но MIRUMAXIMUM бежит на помощь.

На этом кадре из «Человека с киноаппаратом «отсутвует порядка 30% изображения. В отреставрированной версии вы увидите полный кадр

Откроется фестиваль показом отреставрированной копии «Человека с киноаппаратом» Дзиги Вертова, классики мирового кинематографа. Помимо того, что это просто уникальный опыт (просмотр под открытым небом на Дворцовой площади), мы ещё и впервые увидим его в полноэкранном формате, каким и задумывал его режиссёр.

«Шелковая кожа» Дени Коте

Пожалуй, самый интригующий фильм международной конкурсной программы — «Шелковая кожа» Дени Коте. Один из самых интересных канадских режиссёров современности, любимец Берлинале, сделал документальное исследование о маскулинности. Его герои — бодибилдеры, изнуряющие свои тела диетами в преддверии соревнований. Постоянные косметические процедуры здорово подрывают их мачизм. Кирстен Джонсон, прославившаяся на весь мир фильмом «Citizenfour: Правда Сноудена», сделала исследование о роли документалиста в современном мире. Кадры к своему «Кинооператору» (оригинальное название “Cameraperson” куда более звучное) она собирала в течение десяти лет. Судя по всему, ей есть что сказать. Также будет фильм с чудным названием «Изгоняющий Зомби». Итальянский режиссёр запечатлел древний ритуал на Гаити, в процессе которого мужчины хлещут друг друга плетками, дабы умереть и возродиться. Если вы считаете тему лагерей беженцев исчерпанной, то нидерландский документалист Гуидо Хендрикс вас переубедит. Его «Чужак в раю» позиционируется как жёсткое социальное исследование, а критики уже сравнивают его режиссёрский почерк с Ларсом фон Триером.

«Территория успеха»

Национальный конкурс представлен не только фильмами из России — география раскинулась от Аргентины до Индии. Вот фильм «Территория успеха» Дмитрия Вологдина и Ильи Зверева повествует о фермере из Руанды, полюбившем Псковскую область. Героем ленты «Олег Евгеньевич» стал актер массовки, ведущий тихую скромную жизнь. Это дипломная работа Линары Багаутдиновой, ученицы Бориса Хлебникова в Московской школе кино. Также именем героя названа картина «Володя» Сильваны и Анны Марии Ярмолюк, рассказывающая о русском моряке, долгие годы живущем на улицах Буэнос-Айреса. В «Маникарнике» Сергея Урываева речь идет о молодом человеке, ищущем в Индии просветления и ждущем свою жену из России.

«Бегемот» Чжао Ляна

Китайские кинематографисты успешно завоёвывают мировую киноиндустрию. Но программа «Китайские призраки. Современное независимое документальное кино Китая» посвящена подпольным фильмам, снятым втайне от государства, без поддержки олигархов. За годы такого теневого творчества у режиссёров выработался свой уникальный язык. Больше вы нигде такого не увидите. Откроет программу «Дети не боятся смерти, дети боятся призраков» о попытке расследования коллективного самоубийства четырёх детей в отдалённой деревне. «Бегемот» Чжао Ляна рассказывает о жизни на севере страны: мегаполисы-призраки, заселенные только строителями и обслуживающим персоналом, бесконечные шахты и умирающие на них рабочие. Помимо вполне очевидной социальной критики, это поэтическое кино, рифмующее страшную реальность с библейскими аллюзиями.

«Проблемы с комарами и другие истории»

«Андрей Паунов. Трилогия» — ретроспектива из трех фильмов современного болгарского документалиста. «Георгий и бабочки» про начальника психоневрологического интерната, мечтающего оборудовать там ферму со страусами и улитками. «Проблема с комарами и другие истории» рассказывает о строительстве атомной электростанции в захудалой болгарской провинции. А героем «Мальчика, который был королем» стал Симеон Саксен-Кобург-Готский — последний король Болгарии, вступивший на престол ребенком. Также будет рестроспектива Бориса Добродеева — советского сценариста документальных фильмов, работавшего с Александром Сокуровым, Семёном Арановичем и Иваном Твердовским. Стоит посетить ретроспективу Хелены Тржештиковой, чешской документалистки, пристально вглядывающейся в своих героев. Например, за героиновой наркоманкой, героиней фильма «Катька», она следила в течение четырнадцати лет.

«Сурков. Отражения», режиссёр: Артём Деменюк

Секция спецпоказов откроется документальным фильмом «В Питере — Петь. Сергей Шнуров» о Ленинграде и “Ленинграде”», снятым Драганом Куюнджичем, киноведом из Флоридского университета. Действительно представляет интерес лента «Сурков. Отражения», рассказывающая не о российском политтехнологе, а о Евгении Суркове, весьма непростом человеке, который был главным редактором журнала «Искусство кино» с 1969-го по 1982-й. Он часто шёл на компромиссы с властью, но был непреклонным в вопросах искусства, вырастил целое поколение киноведов, защищал Тарковского, за что и поплатился в итоге отстранением от должности. Весьма любопытна документалка «Про Рок» Евгения Григорьева о трёх современных российских рок-группах. Сам автор определяет жанр своей работы как «фильм-катастрофа». Также будет показан «Пуччини Уильяма Фридкина» Федерико Сальветти, о любви режиссёра «Колдуна» и «Французского связного» к классической итальянской опере.

Луи Гаррель в роли Годара

Традиционно самые громкие показы будут в программе кинокритика Андрея Плахова «Кино сверхреальности». В ней представлены самые обсуждаемые авторские фильмы года, фестивальные хиты. Некоторые из фильмов могут добраться до российского проката, но в Петербурге вы увидите их раньше всех. Откроет программу последний фильм Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды», получивший приз за режиссуру на Берлинале. «120 ударов в минуту» Робена Кампийо — драма о СПИДе, вызвавшая неоднозначную реакцию на Каннах, но отхватившая там целых три приза. Мишель Хазанавичус расколол своим «Молодым Годаром» кинокритиков на два лагеря: одни оценили комичный подход к биографии великого реформатора киноязыка, другие же назвали байопик недостойным маэстро. Сам Годар пока отмалчивается. Как минимум, любопытно, что же на самом деле снял режиссёр «Артиста» и «Агента 117». Можно посмотреть на Жюльет Бинош в ленте Клер Дени «Впусти солнце», где она играет художницу, обратившуюся за помощью к экстрасенсу.

«Видеограммы революции»

Помимо этого будет интригующий конкурс экспериментальных фильмов «In Silico» для любителей острых эстетических впечатлений. В секции «Панорама.doc» будут представлены документальные работы, уже показанные на других крупных фестивалях. Но менее интересными они от этого не становятся. Ценителям советского авангарда следует посетить программу культурфильмов 20-х, в которых режиссёры отрывались на полную, формально выполняя партийные заказы. Программа «Революция. Призрак бродит по экрану» осмысляет революционные события. Тут будет классика политического кино, из которого знатокам истории обязательно стоит посмотреть «Битву за Чили» — почти пятичасовой фильм о последних месяцах существования «Народного единства».

В общем, не соскучимся. Stay tuned!

Автор: Павел Пугачёв. 

Комментарии: