«Послание к человеку»: «На следующий день»

«На следующий день» Хона Сан Су – история и забавная, и нет. Хотя кого обманывать: даже когда она не забавна, она всё равно иронична.

Хон Сан Су

Фильм рассказывает о рабочем дне девушки по имени А-Рым. И о следующем дне. Следующим не после дня основных событий, а лишь смонтированный с ними встык. А-Рым устраивается единственным, помимо шефа, сотрудником в издательство, даже не подозревая, что она заняла место его любовницы. Начинает она это подозревать лишь тогда, когда в офис вламывается жена шефа и бросается на неё с кулаками. Собственно, вокруг этого события и закручивается вся история под кодовым названием «Если б я был султан».

«На следующий день», 2017

Зритель же в эту историю вписан четвертой женой. Находящейся всегда в состоянии крайнего недоумения. Хон Сан Су ставит нас в позицию стороннего наблюдателя, но важно, что не отстраненного. В этом, собственно говоря, и прелесть кино. В основном фильм состоит из сцен разного рода застолий шефа то с женой, то с любовницей, то с новой сотрудницей и их, если вслушаться, совершенно бредовых бесед. Начинается все семейным ужином, и здесь уже зритель «поставлен на место»: отныне и впредь он существует на правах третьего человека, сидящего за столом, безмолвного, лишь переводящего взгляд с одного говорящего на другого: Хон Сан Су намеренно не использует монтажной фигуры коммуникации – «восьмерки». Камера «переезжает» от одного оппонента к другому. И эти проезды камеры парадоксальным образом обретают окраску некоторого недоумения, будучи беспристрастным взглядом камеры, соединяющимся с абсолютно пристрастным взглядом зрителя. Этот момент интеграции зрительского взгляда в ткань фильма делает зрителя всегда недоумевающим участником событий. Такого рода эстетика, несколько напоминающая эстетику телешоу, роднит этот фильм с кино Вуди Аллена, пронизанного любовью невротика к наблюдению за жизнью городских обывателей.

«На следующий день», 2017

Место, указанное зрителю, подключает его зрение к фильму, вовлекая в череду случайностей и недоразумений, заставляющих смеяться. Но смеяться заставляет не только зрительская вовлеченность. Это еще и пронизывающее весь фильм ощущение неловкости. Бывало же такое, что опозорился герой, а стыдно вам? Так вот, это ощущение не будет покидать вас на протяжении всего фильма. Хон Сан Су не даст этому случиться. Не даст и за счет сценария, балансирующего на грани абсурда, и самой драматургии, а также за счет построения кадра.

«На следующий день», 2017

Есть весьма показательный пример. А-Рым напивается вместе с шефом, но тут объявляется его любовница. Они обнимаются за углом здания, и А-Рым застает их вместе. Она на фоне уходящей вдаль улицы, любовники – на фоне постройки, что не драматизирует раскрывшиеся отношения любовников, но лишь комически подчеркивает момент дикой неловкости и «лишнесть» оказавшейся не к месту и не ко времени А-Рым. А в самые, казалось бы, драматичные моменты Хон Сан Су включает достойную античной трагедии музыку, что не усиливает драматизм, а лишь подчеркивает всю «водевильность» и пошлость сложившейся ситуации.

А-Рым испаряется из истории как ни в чем не бывало, её словно бы заносит валящий с неба снег, но зритель не успевает ничего почувствовать: курьер уже привез шефу с любовницей обед.

Автор: Анастасия Лежакова. 

Комментарии: