Подборка хорроров к Хэллоуину. Часть II

«Бал вампиров», 1967

Егор Луканин: «Бал вампиров» (1967) и «Голова-ластик» (1977)

Первое и единственное выступление мастера психологических ужасов Романа Полански на сцене эксцентрической комедии. В «Бале вампиров» постановщик, так же исполняющий главную роль, с азартом высмеивает отличительные черты вампирского хоррора, при этом создавая действительно жутковатую «хэллоуиновскую» атмосферу, усиленную потрясающим саундтреком Кшиштофа Комеды. Снежные пейзажи и готические замки, живописно снятые оператором Дугласом Слокомбе.

Роль условного Ван Хельсинга уморительно исполняет известный по «Экзорцисту» актёр Джек МакГоурен, до этого снимавшийся у режиссера в «Тупике». Прекрасная возможность полюбоваться украшающей экран Шерон Тэйт, после смерти которой Полански никогда не снимет ничего столь лёгкого и озорного. При этом он не был бы собой, если бы не закончил даже пародийный хоррор на пугающей и пессимистичной ноте.

«Голова-ластик», 1977

За свою карьеру Дэвид Линч создал немало вызывающих иррациональный страх пугающих образов, но до сих пор мало что может сравнится с его леденящим кровь дебютом. Спустя 40 лет после выхода на экраны «Голова-ластик» остаётся самым загадочным и запоминающимся произведением мастера. Созданные Линчем фантасмагории врезаются в подкорку сознания.

«Муза» режиссёра Джек Нэнс с экстравагантной причёской. Напоминающая бурундука девушка, живущая в батарее его квартиры. Жуткий ребенок-мутант, напоминающий человеческое семя. Давящая на сознание иррациональная среда, окружающая героя. Наконец, совершенно безумная кульминация, которая полностью отбивает желание спать при выключенном свете. Как-нибудь мы обязательно посвятим фильму отдельный материал, а пока — наслаждайтесь просмотром.

«Фокус-покус», 1993

Павел Пугачёв: «Фокус-покус» (1993) и «Дом с паранормальными явлениями» (2013)

Свеча, горящая чёрным пламенем, оживший мертвец с зашитым ртом, страх перед асфальтом — «Фокус-покус» въедается в память такими образами, а не сюжетом, совершенно типичным для страшной сказки в канун Дня всех святых. Подростки воскресили трёх очаровательных ведьм, жаждущих не столько мирового господства, сколько веселья, внимания и, в конце концов, мужчин. Не очевидный прообраз равновеликого сериала «Секс в большом городе». Но замечательная артистка Сара Джессика Паркер здесь куда интереснее. Когда коллективно ностальгировать по 90-м начнут таким же навязчивым образом, как и сейчас по 80-м, то этот фильм обязательно вспомнят.

«Дом с паранормальными явлениями», 2013

Кто только не пытался пародировать один всем известный хоррор, убивший жанр мокьюментари, но только в «Доме с паранормальными явлениями» это получилось действительно смешно. Сейчас уже трудно сказать, в чем же сила этого фильма, но без колдовства или вмешательства тёмных сил здесь точно не обошлось. При десятом пересмотре ловишь себя на мысли, что шутки про экзорциста с пушкой, анальное изнасилование от призрака, мастурбацию распятием не то что бы слишком смешны, и уж точно совсем не оригинальны. Но у него есть, простите, сердце. И находится оно, как и полагается, совсем в другом месте. За чернющей (во всех смыслах) комедией кроется злющее и по-своему печальное кино о настоящих ужасах совместной жизни.

«Дом 1000 трупов», 2003

Елизавета Майнбург: «Дом 1000 трупов» (2003) и «Кинопроба» (1999)

«Дом 1000 трупов» — дебютный фильм мастера хорроров Роба Зомби, иллюстрирующий извращенный ночной кошмар, смысл которого теряется при пересказе на следующее утро. Четверо друзей путешествуют по Америке, работая над книгой о странных придорожных местах, вдруг натыкаются на музей ужасов Капитана Сполдинга (жуткий и прекрасный Сид Хэйг) который, к слову, выглядит то ли как версия Клоуна Красти для взрослых, то ли как Джон Уэйн Гейси на детских праздниках. Стали бы вы использовать такого типа в качестве живого путеводителя? Вряд ли.

В один момент фильм превращается в кровавый коктейль из городской легенды о Докторе Сатане, оммажей на хорроры 70-х годов (тут тебе и «Техасская резня бензопилой» и «У холмов есть глаза») и тонн чёрного юмора. Гротескный садистский аттракцион в абсолютно сумасшедшем стиле — идеальный вариант для просмотра в Хэллоуинскую ночь.

«Кинопроба», 1999

Ещё одна городская легенда, на этот раз родом из Японии — «Кинопроба» Такаси Миике. Вдовец после долгих лет одиночества решает найти себе идеальную жену, и, прибегнув к помощи друга-продюсера, устраивает фальшивые кинопробы для фальшивого фильма. Среди тридцати претенденток главный герой выбирает одну — воспитанную и на первый взгляд скромную бывшую балерину по имени Асами. Отсюда и начинаются дикие феминистские пляски с подтекстом о месте женщины в обществе мужчин.

Размеренный темп и драматический настрой ленты сменяются тревожными и тошнотворными событиями, балансирующими между сном и реальностью. Гениальное использование звуковых эффектов и музыки создает атмосферу тревоги, страха и дискомфорта. Шокирующий фильм Такаси Миике не только стал визитной карточкой режиссёра, до этого известного в узких кругах, но и важной частью японского кинематографа.

«Американский оборотень в Лондоне», 1981

Иван Родин: «Американский оборотень в Лондоне» (1981) и «Семь» (1995)

Настолько сбалансированное сочетание хоррора и комедии, что даже диву даёшься, как подобная идея могла прийти в голову Джону Лэндису. Сам режиссёр говорит-де «Американский оборотень в Лондоне», несмотря на изобилие юмора, в большей степени является фильмом ужасов, но тут одинаково хватает и смешного, и страшного. А вообще, пока никто лучше Эдгара Райта не высказывался об этом шедевре: «По тональности он крайне любопытен. Я люблю и другие, так скажем, похожие картины — «Зловещих мертвецов 2» или «Живую мертвечину», — но они все-таки более мультяшные, кэмповые. А «Оборотень» — это постмодернистский фильм, он далеко впереди своего времени. Я думаю, он сильно повлиял на многих режиссеров и одновременно оказался странным образом недооцененным».

«Семь», 1995

Для большинства «Se7en» Дэвида Финчера — это в первую очередь прекрасный детективный триллер, построенный на напряжении, интриге и взаимодействии актёров на экране. Прекрасно, что лента Финчера стала  популярной и высоко оценённой множеством зрителей, но немного странно, что не все отмечают тот ужас и шок, оставляющий мощнейшее впечатление после просмотра. На самом деле это очень страшный фильм, пускай и не являющийся хоррором и не использующий классические жанровые приёмы. Насилие за гранью, мастерски продемонстрированное через последствия, а не детальную расчлененку, сам маньяк (сыгранный главным героем недели Кевином Спейси, что, кстати, для некоторых будет поводом для просмотра/пересмотра), мрачный и чертовски неприятный город, который сам словно как фильм ужасов, и ощущение полной беспросветности. В фильме есть три потрясающие сцены, которые особо выделяются на фоне остальных и которые подтолкнут кого-то воспринимать картину как нечто большее, чем детективный триллер: нахождение жертвы «празднества», история с «похотью» и та самая сцена с коробкой, являющаяся примером режиссёрского мастерства.

Безусловно, «Семь» тематически не подходит под Хэллоуин. Наверное, если вы хотите расслабиться, лучше пересмотреть «Пятницу 13-е» или какой-нибудь специальный выпуск «Симпсонов». Но для любителей ужаснуться не от мистического и потустороннего, а от вполне реального и жизненного, попутно подпитываясь волнением и напряжением, которое создает режиссёр Финчер, «Семь» — без преувеличений вариант идеальный.

«Боль», 1987

Павел Мальцев: «Боль» (1987) и «Изгнанные дьяволом» (2005)

«Боль» — первый зрелый фильм испанского режиссёра Бигаса Луна (он же и отец актёра Диего), затрагивающий тему природы кинематографа и его взаимоотношений со зрителями. Вступительные двадцать минут фильма включают нас в историю, похожую на «Психо» Альфреда Хичкока: замогильного вида мать манипулирует своим ничтожным сынком, чтобы тот совершал хладнокровные убийства, а именно вырезал своим обидчикам глазные яблоки. Окружающая обстановка сюрреалистична и напоминает дурной сон. А потом Луна проворачивает нечто совершенно выдающееся.

А что там будет — увидите сами. Раскрывать сюжет конкретно этого фильма — значит испортить весь эффект неожиданности, который обязан настигнуть каждого. Кино не очень популярное, а зря: это один из чертовски крутых примеров постмодернизма в фильмах ужасов, к тому же, несмотря на всю заложенную в него иронию, подчас довольно омерзительный и страшный.

«Изгнанные дьяволом», 2005

Для Роба Зомби «Изгнанные дьяволом» — то же самое, что «Терминатор: Судный день» для Джеймса Кэмерона, а «Крестный отец-2» для Фрэнсиса Форда Копполы. То есть сиквел, в разы превзошедший оригинал. Роб вместе со своей постоянной тусовкой, словно Чарльз Мэнсон в лучшие годы, оторвался на полную катушку и на выходе у него получился если не трепетный оммаж 70-м с их эксплутационным кино и Новым Голливудом, то вполне себе достойная эпитафия. Жалко, что Зомби немного не дотерпел, а то «Изгнанные дьяволы» идеально вписываются в диптих «Грайндхаус» Тарантино-Родригеса. А для киноведов и кинокритиков в фильме запрятан гениальный эпизод, содержащий всю суть этих двух профессий.

«Весна», 2014

Артём Кузовенко: «Весна» (2014), «Наказание» (2011) и «31» (2016)

Есть определенная прелесть в том, чтобы отмечать Хэллоуин бок о бок со своей второй половиной. Нацепили на себя парные костюмы и давай смотреть киношки всех сортов и расцветок. Самая что ни на есть романтика. И коли придерживаться подобного праздничного настроения, то и фильмы должны соответствовать, не так ли?

Судя по всему, похожим образом рассуждали Мурхэд и Бенсон, когда снимали свою «Весну». По сути, это идеальный фильм для тех влюбленных парочек, которые ежемесячно пересматривают линклейтеровскую трилогию «Перед», но на Хэллоуин захотели разнообразия. И хотя тут всё помножено на лютый лавкрафтовский боди-хоррор (маленький спойлер, если что), картинка такая же божественно красивая, а треп за жизнь и любовь такой же душевный и тёплый.

«Наказание», 2011

Фанатов Джона Хьюза (да и вообще молодежного кино 80-х) тоже на Хэллоуин не обделили. Ведь Джозеф Кан, режиссер «того идиотского фильма «Крутящий момент» (авторский комментарий об ошибках прошлого — прим. редактора) выдал прекраснейший капустник с говорящим названием «Наказание». Просто…

#хипстеры #френдзона #инстаграм#маньяки #обменытелами #путешествиявовремени #патриксуэйзинавсегда #клубзавтракванлав #постмодерннадпоколениемМТВ  

Поверьте, лучшего способа описать эту жесть не нашлось. Да и не надо. Проще пристегнуть ремни, взять близкого человека за руку и рвануть на варп-скорости в лапы стёба над восьмидесятыми. Да так, чтоб потом зависнуть в эпично-романтичном стоп-кадре.

«31», 2016

Вот Робу Зомби даже подстраиваться не надо. У него Хэллоуин 24 часа в сутки, 7 дней в неделю и 365 дней в году. Чуть ли не каждый его фильм построен на Дне всех святых. Бога ради, он даже снимал ремейк фильма Карпентера, настолько этот чувак прётся по празднику.

Но наиболее почетного упоминания достоин лишь «31». Кровь галлонами, мат рекой, картинка грязнее моих и ваших мыслей, Думхэд — Джокер нормального человека, да ещё и идейки для парных костюмов — шикарные. Само собой, такой вот уродливый эксплотейшн являет собой нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Как минимум — интересную картину о том, как последние хиппи медленно вымирали под корпоративным гнётом в середине 70-х. Максимум — кино про индивидуальность и борьбе за нее не на жизнь, а на смерть. Только вот кому такое нужно в фильме, где есть дуэли на бензопилах?

Главное, что сам Роб смог одержать победу в битве за своё авторское Я. Остальное не так уж и важно.

Счастливого и кровавого Хэллоуина вам, читатели! И подписывайтесь на наш канал в Telegram, пожалуйста. 

Комментарии: