Подборка хорроров к Хэллоуину. Часть III

Дорогие читатели, представляем вам третью ежегодную подборку лучших фильмов на Хэллоуин от нашей прекрасной редакции. И не забывайте о первой и второй частях. 

Егор Луканин: «Глаза без лица» (1960), «А теперь не смотри» (1973)

«Глаза без лица», реж. Жорж Франжю, 1960

На волне возобновившегося с новой силой хайпа вокруг культовой франшизы Джона Карпентера, любителям хорроров не помешает ознакомиться с одним из любимых фильмов автора «Хэллоуина». В своё время французская картина режиссера Жоржа Франжю «Глаза без лица» шокировала и возмутила общественность, но сейчас считается одной из самых влиятельных и при этом недооценённых в хрестоматии хоррора.

Безумный профессор на протяжении нескольких месяцев пытается восстановить изуродованное лицо своей дочери и заманивает в свой особняк молодых девушек для бесчеловечных пластических операций. Ярчайший образ в картине — безликая героиня в белой маске, удивительно напоминающая Майкла Майерса.

Натурализм и бескомпромиссность некоторых эпизодов (вышедших аж в 1960-м году) «Глаз без лица» до сих пор поражает. Длящийся несколько минут эпизод удаления лица крупным планом — решение, на которое хватило бы смелости не каждому современному постановщику. Но картина Франжю вызывает огромную палитру чувств помимо страха и отвращения. Это грустное и живописное поэтичное кино о хрупкости жизни и красоты. Экспириенс, который каждому синефилу (и хоррор-фану в частности) рекомендуется испытать хотя бы раз.

«А теперь не смотри», реж. Николас Роуг, 1973

«А теперь не смотри» — кино, которое переходит в леденящий душу хоррор, пожалуй, лишь в последние минут десять хронометража. И всё же трудно не порекомендовать выстроенный на флэшфорвардах культовый фильм Николаса Роуга к просмотру на День всех святых.

Работа режиссера-визионера представляет собой фильм ужасов в своём высшем художественном проявлении. Мистические элементы помогают авторам эффектно раскрыть горе и отчаяние героев Дональда Сазерленда и Джули Кристи. Иррациональная атмосфера поглотит зрителя, а воплощающие эмоции героев жуткие визуальные образы будут преследовать его по ночам ещё долго.

Влияние киноязыка картины и метода Роуга можно без труда отследить в современном инди-хорроре: в «Ведьме», «Бабадуке», «Реинкарнации». Но на мой взгляд «А теперь не смотри» остается на почти недостижимой вершине.

Павел Пугачёв: «Призраки Марса» (2001), «Ведьма» (2015), «Вампир: Сон Алена Грея» (1932) 

«Ведьма», реж. Роберт Эггерс, 2015

«Ведьма» Роберта Эггерса уж точно останется в истории кино надолго. Немногословный и действительно страшный языческий хоррор о том, что самое страшное зло прячется и тихонько живет внутри. Пока все современные хоррор-штамповщики пытаются встроиться в современную повестку или заставляют косплееров выпрыгивать из темноты с громкими воплями, то Эггерс вглядывается в бездну и находит там прекрасное. Нечеловечески красивая артистка Аня Тейлор-Джой гипнотизирует зрителя и, кажется, камеру своими бездонными глазами. Нам же остаётся только преклоняться и обещать себе больше никогда не ходить в лес. Аня, приди и правь нами.

«Призраки Марса». На этом месте мог бы быть любой другой фильм Джона Карпентера — прекрасного человека, умеющего делать тонкие и умные жанровые фильмы, собирая их из всякого хлама и орудуя кувалдой. И если про хорошие «Хэллоуин», «Нечто», «Кристину» сказано много и по делу, а про гениальные «В пасти безумия» и «Князь Тьмы» написано преступно мало, то о «Призраках Марса» вроде и рассуждать особо нечего. Треш-шутер про группу наемников на Марсе вряд ли войдет в историю кино, но при случае стоит поднять банку холодного пива за этот чудо-фильм. Спаянный на скорую руку, небрежный даже по меркам позднего Карпентера, но снятый с таким драйвом, дуракавалянием и смекалкой, что ненароком вспоминаешь его дебютную «Темную звезду», послужившую источником вдохновения для «Чужого». Всем бы на старости лет так по крышам бегать, голубей гонять.

«Призраки Марса», реж. Джон Карпентер, 2001

«Вампир» Карла Теодора Дрейера давно и крепко поселился во всех энциклопедиях и справочниках, посвященных как истории кино, так и жанру хоррора в частности. Там он уже успел забронзоветь и покрыться пылью, но, пересмотрев его сейчас, удивляешься, насколько живо, современно и радикально он выглядит в наше время. Камера с мягким фокусом убаюкивает, тихо проезжает по коридорам, дабы затем оглушить зазевавшегося зрителя до сих пор работающим инструментарием фильмов ужаса: обратный тревеллинг, повороты на 180 градусов, сужение пространства, садистичный параллельный монтаж. Устройство этого кошмарного и беспокойного мира по-своему гармонично. Оно само диктует свои условия и выбирает, кому жить, а кому быть погребенным под зернами пшеницы. И никакой живой или обескровленный человек, расщепленный на теней, двойников и фантомов — ему не указ.

Владимир Швецов: «Няня» (2017), «Живая Мертвечина» (1992)

«Няня», реж. МакДжи, 2017

После многочисленных жалоб от лица киноманского сообщества, МакДжи решил умерить таланты  и снять кино с бюджетом меньше 50 миллионов долларов. Но что-то пошло не так, релиз был отложен, фильм был в полушаге от того, чтоб не выйти совсем. Но тут пришли ребята из Netflix и выкупили «Няню». А МакДжи тем самым слегка хайпанул на модном методе раскрутки фильмов. Так зачем смотреть «Няню»? Как минимум, это теплое признание в любви к комедийным хоррорам 80-х, в котором присутствует доведенное до некоторого абсурда ужасное-плохое-злодейское зло. А также есть герой, который всему этому противостоит вопреки своей мягкотелости, трансформируюсь по ходу сюжета в нормального такого ровного пацана, который и в щи прописать способен. Ничего сверхъестественного, но полтора часа пролетают незаметно и со смаком.

«Живая мертвечина», реж. Питер Джексон, 1992

После такой легкой закуски можно навернуть «Живую мертвечину» — проверенный деликатес в том же жанре. А тем самым лишний раз напомнить себе, что за десять лет до создания трилогии «Властелина Колец», товарищ Питер Джексон подарил миру настоящий шедевр комедийного хоррор-треша. Кино о прописных истинах и дельных мудростях. Кино о том, как из одного маленького зла, привезенного с далеких берегов, может вытечь настоящая катастрофа. Особенно если эта катастрофа — вирус от зараженной обезьяны, превращающий людей в зомби. Но даже такое зло будет уничтожено. Всего лишь завести газонокосилку и пролить до черта галлонов крови.

Иван Родин: «Ключ от всех дверей» (2005) и «Оно» (2017)

«Ключ от всех дверей», реж. Иэн Софтли, 2005

Почему-то на Хэллоуин хочется пересмотреть «Ключ от всех дверей». В год выхода картину заругали все кому не лень. И зря. Простой по режиссуре и драматургии, но при этом очень напряженный и захватывающий представитель жанра ужасов, лучше всех раскрывший в кинематографе тему «худу». А ещё там прекрасная Джина Роудленс и абсолютно бесподобный Джон Хёрт.

«Оно», реж. Энди Мускетти, 2017

Первая часть дилогии «Оно» Энди Мускетти — отличный ностальгический блокабастер, мощно задавший тон прошлогоднему Хэллоуину. Страшный, зрелищный и по-настоящему трогательный привет эпохе 80-х. Гораздо лучше первой экранизации 1990 года (кстати, она присутствует в нашем первом списке).

Артём Кузовенко: «З/Л/О 2» (2013), «Тетрадь Смерти» (2017)

«З/Л/О 2», много режиссёров, 2013

В параллельной реальности я бы включил в хэллоуиновский список этого года «Апостола» Гарета Эванса. Но к сожалению, я живу в реальности, где этот фильм понравился всем, кроме меня. Поэтому придется в сто второй раз пересматривать вторую главу выдающегося хоррор-альманаха «V/H/S». А если быть точнее, то в сто пятидесятый раз пересматривать сегмент под названием Safe Haven, который как раз срежиссировал-написал-смонтировал Эванс в паре с Тимо Тьяджанто. Советую к ознакомлению весь фильм, но именно эти полчаса возносят целый сборник на уровень, до которого не способны добраться (как минимум) 90 процентов современных фильмов ужасов. Особенно снятых в жанре мокъюментари. Добротный слоубёрн в первые 15 минут по щелчку превращается в самый безумный сектантский трэш, что только способна запечатлеть камера. Вам буквально предоставляется возможность погрузиться в сценарий ночного кошмара с участием криповых индонезов-сатанистов-суицидников с дробовиками и канцелярскими ножами наперевес. Опыт незабываемый и сопоставим с лихой поездочкой в преисподнюю, без обратного билета. Яркие эмоции и истерический смех от финальной сцены гарантирую. Настоящий шедевр короткометражного хоррора.

«Тетрадь смерти», реж. Адам Вингард, 2017

Если в этот Хэллоуин не преследовать цель получения кучи мурашек и адреналина, то его всегда можно провести с чем-нибудь неоновеньким, ироничным, очень музыкальным. От Адама Вингарда. Чтоб в настроение попало на счёт «раз». Но в случае если «Гостя» вы уже выучили наизусть, то по всем статьям убитая «Тетрадь Смерти» тоже будет отличной кандидатурой. Не кино, а гордость «нулевого» Уэса Крейвена с его «Оборотнями», «Забери мою душу» и другими фильмами про странный подростковый пубертат. Нелепый тон повествования дружно и мирно соседствует с приятной атмосферой, разбавляемой умеренными дозами насилия а-ля «Пункт назначения». Выйди этот шлак в начале нулевых (и желательно в таком же виде, даже с оригинальной манга в основе) — был бы культовый хит с кучей сиквелов. Но он вышел сейчас и его очень удобно пинать, ругать, материть, потому что фан-база и Netflix. А кино смешное и умильное, даже по-хорошему ностальгическое. Хочу сиквел.

Артём Ремизов: «Ребёнок Розмари» (1968) и «Смерть ей к лицу» (1992)

«Ребёнок Розмари», реж. Роман Полански, 1968

Для меня Хэллоуин не только какие-то пугалки из папье-маше. Это, скорее, атмосфера праздника, какой-то нечисти, жути. А что может помочь в её создании? Естественно, реалистичный хоррор. Фильм Полански «Ребёнок Розмари» как раз из таких. Здесь нет расчленёнки, все убийства остаются за кадром и описываются лишь соседями. Полански решил сыграть на поле реализма, поэтому экранная семья живет обычными мечтами о домашнем уюте, славе и деньгах. Жуть происходящего в стенах дома Полански очерчивает видениями главной героини и странными совпадениями в жизни, чтобы ближе к финалу всё тайное сделать явным. Точнее, демоническим. Может, фильм не подойдет для просмотра с весёлыми и пьяными друзьями, но для спокойного вечера рядом с тыквой — вполне.

«Смерть ей к лицу», реж. Роберт Земекис, 1992

А вот если говорить про весёлый просмотр фильма на Хэллоуин, то здесь стоит предложить фильм Земекиса «Смерть ей к лицу» про двух оголтелых дамочек, которые очень не хотели стареть. Здесь и мистика, и волшебство, и трешовые моменты (удар лопатой по роже фееричный), и эксцентричный актерский дуэт Мерил Стрип и Голди Хоун (Брюс тоже хорош, но женщины тут решают). Идеальное кино для веселой компании, которая хоть как-то разбирается в кино.

И еще несколько рекомендаций от тех, кому лень было писать: 

«Дом» (1977), «Рассвет мертвецов» (1978), «День мертвецов» (1985), «Возвращение живых мертвецов» (1985), «Визит» (2015), «Сплит» (2017).

Счастливого и кровавого Хэллоуина вам, читатели! И подписывайтесь на наш канал в Telegram, пожалуйста. 

Комментарии: