Питер Сушицки: «Я не снимаю хорроры»

На 24-й Международный кинофестиваль Febiofest в Праге также приехал один из самых лучших кинематографистов современности — выдающийся английский оператор польского происхождения Питер Сушицки. Камере Сушицки принадлежат практически все фильмы Дэвида Кроненберга, пятый эпизод «Звёздных войн», «Шоу ужасов Рокки Хоррора», «Листомания» и «Валентино» Кена Рассела, «Марс атакует!» Тима Бёртона и корпус других известных фильмов. Мы задали Сушицки несколько вопросов относительно его работы с некоторыми режиссерами, а также провели небольшой workshop (мастер-класс), в ходе которого Сушицки дал несколько ценных советов для начинающих операторов и отвечал на самые интересующие нас вопросы.

— Как вам работается в радикально различных жанрах? Например, «Марс атакует!» и «Порок на экспорт» — абсолютно разные фильмы. В каких жанрах Вы предпочитаете снимать? Есть ли жанры, над которыми Вы бы не хотели работать?

— Это самая прекрасная часть моей работы и карьеры — снимать фильмы в разных жанрах, искать некий контраст. Я бы не хотел повторять один фильм снова и снова. Многие операторы снимают фильмы в подобных жанрах, кто-то сосредотачивается на ужасах, кто-то на комедиях, кто-то на science fiction, романтических фильмах или фэнтези, но я бы хотел снять фильмы во всех этих жанрах, кроме ужасов. Я не снимаю хорроры.

— Над сериалом «Падшие ангелы» Вы работали с Томом Хэнксом и Томом Крузом. Как вам работалось с актерами, которые никогда не выступали в роли режиссёра? Спрашивали они Ваше мнение и советы? Или они были уверены в том, что хотят и полны решимости?

— Я думал, что этот ТВ-опыт уже забыт, и был уверен, что никто не видел то, что мы сняли вместе. Я никогда не забуду о работе с Томом Хэнксом и Томом Крузом. Они очень профессионально подошли к работе над сериалом и были сфокусированы на том, что мы делали. Том Круз никогда более не режиссировал что-либо после, но, насколько я знаю, Том Хэнкс ещё выступал в роли режиссёра над одним фильмом (Том Хэнкс является режиссёром двух полнометражных фильмов — прим.ред). Этот ТВ-сериал не был провальным, но и не является лучшим, над чем я работал.

«Падшие ангелы», 1993-1995 (сериал)

—  Вы снимали рекламные ролики с известными кинорежиссёрами, как Алан Паркер или Хью Хадсон, и поэтому вопрос: есть ли какое-либо различие между съёмкой рекламы и фильма?

— Я не могу спрятать тот факт, что я предпочитаю снимать хороший фильм вместо рекламы, но я наслаждаюсь процессом съёмки рекламы, потому что это позволяет мне практиковать мои навыки. И процесс съёмки достаточно короткий (всего несколько дней), поэтому мне не приходится долго думать, стоит ли снимать данную рекламу или нет. Что касается фильмов — на это уходит гораздо больше времени (3-4 месяца). Также благодаря различным темам реклам я могу использовать новые технологические «игрушки». Да, я работал с некоторыми очень хорошими режиссерами над роликами. Для них это гораздо тяжелее, чем для меня — им приходится работать со многими людьми из рекламного бизнеса и различными клиентами, я же должен лишь сделать свою работу настолько хорошо, насколько могу. Мне нравится делать рекламу, ведь это интересно снимать и это означает, что я не должен браться за любой фильм, сценарий которого попадет мне в руки.

Питер Сушицки на съёмках «Голого завтрака»

— Что Вы предпочитаете — съемки в студии или на натуре?

— Я наслаждаюсь обоими вариантами. Мне нравится работать в экстерьерах: природа приносит неожиданные сюрпризы, в студии такого, конечно же, нет. Я видел подготовку: конструкции, которые возводили для тех или иных сцен, и могу сказать, что там мало естественного, всё должно следовать плану. В экстерьерах же природа бросает вызов (например, изменение угла света), и оператор должен уметь под это подстраиваться. Тем не менее, мне нравятся контрасты между двумя видами съемок — в студии мы имеем возможность построить новый мир благодаря нашему воображению, именно это является магической стороной работы в студии.

— Думали ли Вы когда-нибудь покинуть проект из-за разногласий с каким-либо режиссёром?

— Я стараюсь избегать подобных ситуаций. Я заранее думаю с каким человеком мне предстоит работать. Конечно же, за столько лет операторской работы у меня были некоторые трудные ситуации, но большинство из них заканчивались хорошим сотрудничеством с режиссёром. Я считаю, что лучше отказаться от работы над фильмом до начала съемок, что я и делал много раз, чем сделать это в течение работы над фильмом.

— Во время работы над съемками «Страшные сказки», советовались ли с Вами по поводу внешнего вида подводного чудовища, чтобы это красиво выглядело в кадре?

— У меня был достаточно долгий период подготовки к этому фильму. Я несколько раз летал из Лондона в Рим и обратно в течение нескольких месяцев. У меня и Маттео Гарроне было множество разговоров по поводу съемок. Было несколько вариантов замков, в которых мы могли бы снимать, Поэтому могу сказать, что моё мнение было важно в выборе локации. В выборе внешнего вида чудовища со мной не советовались. Его создание заняло много времени, поэтому первый раз я увидел его уже на съемочной площадке.

На съёмках фильма «Страшные сказки»

— После долгих лет работы с Дэвидом Кроненбергом, можете ли вы друг друга ещё чем-то удивить?

— Мне кажется, что в его фильмах невозможно найти некой рутины, он всегда снимает разные фильмы. Он никогда не делал фильм, который был бы похож на его предыдущий. Поэтому, я никогда не задавался этим вопросом.

— Как началась Ваша работа с Дэвидом Кроненбергом? Что его привело к Вам и что Вас привело к нему? Как Вы думаете, почему уже на протяжении стольких лет Вы всё еще вместе работаете?

— Ну, для меня это был счастливый случай. Это произошло, когда он искал кого-то для съемок своего нового проекта после успешного фильма «Муха», и как он мне сказал, у него было пять претендентов на роль оператора в своем списке, и мне посчастливилось быть там. Мы просто каким-то образом очень хорошо понимали друга друга, на инстинктивном и подсознательном уровне.

Питер Сушицки с Дэвидом Кроненбергом

— Если была бы возможность работать со Стэнли Кубриком или с Вуди Алленом, кого бы Вы выбрали?

— Я бы хотел поработать со многими режиссерами, но, к сожалению, со Стэнли Кубриком это уже не удастся сделать. Но я бы был рад возможности оказаться в проекте Вуди Аллена.

«Шоу ужасов Рокки Хоррора», 1975

— Какой из всех своих фильмов вы считаете самым удачным?

— Мне очень нравится «Шоу ужасов Рокки Хоррора», «Голый завтрак»,  «Марс атакует!» и несколько других, но, пожалуй, моими самыми любимыми являются первые три.

Беседу вели Полина Орлова и Виктория Смирнова, Прага.

Материал подготовили: Павел Мальцев, Полина Орлова, Виктория Смирнова.

Комментарии: