«Паразиты»: классовый маскарад

Смотрю на постер «Паразитов» с ощущением тревоги: что-то явно не так. У персонажей скрыты глаза, причем у кого-то белой полоской, у кого-то черной, а в левом углу подозрительно торчат чьи-то ноги. Помимо этого, по постеру можно догадаться о центральном конфликте: богатая семья одета в белое, нежится на солнце во дворе своего дома, а бедная семья одета в темное и выглядит чужеродно. Один из членов бедной семьи держит в руках увесистых камень… Ноги в углу, камень в руках, скрытые за черными полосками глаза, приглушенные оттенки. Неужели это будет мрачный триллер или даже фильм ужасов? И да, и нет. С одной стороны, в «Паразитах» рассказывается простая история о том, как семья безработных воспользовалась наивностью семьи богатых и устроилась к ним на работу. С другой стороны, эта простая история полна неожиданных поворотов и сцен, которые учащают пульс и заставляют ловить воздух.

Фильм начинается со знакомства с бедной семьей, которые благодарят бога за появившийся бесплатный вай-фай в соседнем кафе. Они складывают коробки для пицц, обучаясь этому благодаря видео с YouTube, живут в подвале, рядом с которым постоянно мочатся местные пьяницы. Несмотря на очевидно не самый комфортный образ жизни, семья выглядит довольно счастливой. Они очень обаятельны и подкупают своей простой и смекалкой.

«Паразиты», реж. Пон Чжун Хо, 2019

Благодаря удачному стечению обстоятельств, дети бедняков устраиваются на работу к богатой и очень доверчивой семье в качестве репетиторов английского языка и живописи. Брат с сестрой принимают образы Кевина и Джессики — так начинается их маскарад. Кевин — выпускник одного из самых престижных университетов Кореи, разработавший уникальный метод обучения английскому; Джессика — обучавшаяся в Америке искусствовед, концентрирующаяся на арт-терапии. В итоге фильм развивается как комедия, бедняки пользуются свалившимися на них благами, а богачи упорно не замечают, как их водят за нос.

Здесь важно отметить, что богачи не показываются отрицательными персонажами, наглыми и лицемерными капиталистами. Как и бедняки, они довольно обаятельны и подкупают своей простотой. Европейскому зрителю может показаться, что классовый конфликт неизбежен. Корейский пролетариат восстанет против диктатуры буржуазии, и богачи — главные паразиты, падут. Но Пон Чжун Хо обходит марксизм стороной, в его фильме бедная и богатая семья не сталкиваются с друг другом, а создают, как кажется, взаимовыгодный союз.

«Паразиты», 2019, реж. Пон Чжун Хо

Пон Чжун Хо интересует не возможный классовый конфликт, а сам факт классового деления. Почему и как это происходит, как формируются классы и что за люди в них входят? «Паразиты» — это, в первую очередь, зарисовка типичных представителей двух классов, существующих в современной Южной Корее. Через их взаимодействие раскрывается природа как классов, так и самих персонажей. Пон Чжун Хо не оценивает, не критикует и не обличает своих персонажей — эта задача остается за зрителем. Кто в фильме паразиты — решать нам.

На Каннском кинофестивале «Паразиты» понравились почти всем: прессе, которая поставила его на первое место в рейтинге журнала «Screen», зрителям, которые пришли на повторный показ и устроили овацию по завершению фильма, и жюри, которые в итоге присудили фильму Золотую пальмовую ветвь. «Паразиты» — удивительный фильм, развлекательный и интеллектуальный, смешной и страшный, непредсказуемый и не умещающийся в жанровые конвенции. И те 3,5 часа, которые пришлось отстоять ради просмотра в Каннах, стоили того.

Автор текста

Сергей Глотов
Ещё статьи от этого прекрасного человека

Комментарии: