«О теле и душе»: Другой в процессе познания самого себя

На 67-м Берлинале в этом году развернулась нешуточная борьба за «Серебряного медведя». На одной стороне ринга Аки Каурисмяки с заманчивой «надеждой», а с другой — венгерская женщина-режиссёр Ильдико Эньеди с фильмом «О теле и душе». Результаты уже давно стали известны, но увидеть два фильма стало возможным только в рамках программы «Кино сверхреальности» фестиваля «Послание к человеку». И оказалось это не просто возможным, но и нужным.

Она — явно не социофил Мария, контролирующий качество мяса на заводе (Александра Борбей), он — веселый, но одинокий директор предприятия Эндре (Геза Морчани), мясорубку внутри которого нам щедро показывают в начале фильма. Друг с другом их связывает вначале только общее место работы, но тут оказывается, что сны они видят одни и те же. Неощутимая связь такого масштаба непременно ведет к развитию эмоциональной интимности между героями. Где-то с этого момента и начинается разворот от инди-комедии к ромкому в хорошем смысле этого жанра.

«О теле и душе», 2017

В рамках жанра всё происходит вполне обыкновенным образом – простая встреча, постепенное сближение и отдаление, кульминационная точка, после которой идёт разрыв и счастливый конец после тотального эмоционального кризиса обоих. Такая история не была бы примечательна, если бы не тонкая работа режиссера и оператора с мироощущением своих героев и созданием между ними внутренних связей. Самой интересной из них оказывается общее оленье времяпрепровождение в лесу в своих снах, которая закольцовывает начало и конец сближения героев.

«О теле и душе», 2017

Ильдико Эньеди ловко манипулирует органами чувств своих героев, задействуя даже шестое — в их снах. Некоторые фильмы учат нас искусству восприятия мира, открывая все большие его стороны и истории, работая, в основном, с нашим зрением. Вместе с Марией, которая испытывает трудности вписывания себя в социальные группы (за что получила прозвище «робота»), мы проходим путь познавания другого через себя. Особенное внимание здесь уделяется сексуальному желанию. Фильм-воспитание «О теле и душе» (и тут необходимо сделать акцент на первое слово) через большое количество крупных планов работает со способностью зрителя осязать кино. Показанные тактильные ощущения настолько точные, что во время просмотра руки повторяют движения героев и «чувствуют».

«О теле и душе», 2017

В начале фильма корова смотрит пристальным взглядом на солнце, после этого таким же образом солнечный диск рассматривает женщина. С помощью такого монтажного приема разница между коровой и человеком аккуратно стирается и на первый план выходит общность обоих в животной сущности. Идея далеко не новая, но в фильме именно главные герои (тут бы не забыть подчеркнуть их животность в виде оленей) показывают различия между душой и телом и их связь, на которой так настаивал Аристотель. Все состояния души связаны с телом и происходящее в ней эхом раздается и нашем корпусе. Не стоит рассчитывать на безграничную любовь и гармонию в каждом кадре, потому что некоторые сцены работают, скорее, как инструменты рекрутирования вегетарианцев.

Любите друг друга и будете счастливы. Никто не обещает, что связь через общие сны останется, но перед новообразовавшейся парой откроются тысячи других её вариаций, которые нужно будет изучить, попробовать и прочувствовать. Если есть потребность в том, чтобы посмотреть на аккуратную и искреннюю романтическую комедию со счастливым концом, но душевно-телесно волнующей серединой, то «О теле и душе» должен быть в числе первых фильмов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, пожалуйста! 

Автор: Марфа Веселова. 

Комментарии: