Нуар 50-х: «В укромном месте» Николаса Рэя

Фильм «В укромном месте» — третий в фильмографии американского режиссера Николаса Рэя, который известен в мире скорее как человек, породивший молодежный культ своей работой «Бунтарь без причины» (1955). Однако начинал свою режиссерскую карьеру Рэй с экранизации криминальных историй, снимая по их мотивам блестящее нуарное кино, которое вызывало противоречивые отзывы кинокритиков того времени. «В укромном месте», снятый в 1950 году, попадает в череду тех фильмов-нуаров, которые Шредер в своих заметках окрестил как шествующие «под знаком психопатии и влечения к саморазрушению»¹. Этот последний этап в развитии такого типа фильмов ознаменован расцветом и отточенностью стиля и интонаций. Поздние нуары, в том числе и фильм Николаса Рэя, в конец обратились к самым темным углам нашего мира — к тем, что находятся в нас самих («к потере совести, отказу от героических условностей, утрате личной целостности и, в конечно счете, психического равновесия»²).

Хэмфри Богарт в фильме «В укромном месте», реж. Николас Рэй, 1950

Сюжет

История строится вокруг главного героя Дикса Стила (Хэмфри Богарт) — голливудского сценариста, который в свое время имел успех, но сейчас его творческие стремления находятся в застое. Мечтая снова начать писать, Дикс принимает сомнительное предложение одного из продюсеров — переложить историю средненького бестселлера в сценарий. Огромная книга кажется герою тягомотиной, и тут на помощь приходит гардеробщица ресторана, в котором наш герой — завсегдатай. Она принимает приглашение Дикса на чай, приежает к нему домой и пересказывает сюжет книги. Перенасытившись болтовней девушки, Стил выставляет ее из своей квартиры. Затемнение экрана. На следующей день герой узнает, что гардеробщица была убита в предыдущую ночь. Логический подозреваемый — наш писатель, чье алиби может предоставить лишь сногсшибательной красоты соседка (Глория Грэм). Встретившись в полицейском участке, у них завязывается роман.

События разворачиваются в системе «Однажды в Голливуде». Совершено убийство. На протяжении всего фильма зритель не может определиться кем, наблюдая за расследованием. Приятный, пусть и немного вспыльчивый Диксон сразу выпадает из-под наших подозрений. Но по мере разворачивания событий и характеров героев, мы не можем быть уверены ни в чем. Любовь нуара к запутыванию зрителей достигается разными приемами — флэшбэками, ненадежным нарратором, субъективным взглядом на вещи. «В укромном месте» сложная структура сюжета заключается в методе «история в истории в истории». Во-первых, зрителю предлагается несколько вариантов того, какой могла бы быть неувиденная нами сцена убийства. Гардеробщица, рассказывая Диксу сюжет книги, подробно описывает смерть персонажа. Она даже правдоподобно кричит «Помогите! Помогите!». Диксон просит ее быть тише, беспокоясь о соседях. Ее актерская интерпретация сюжета книги — предвосхищение тех событий, что случаются с ней дальше. Второй вариант убийства разыгрывает сам Диксон на обеде у своего друга-детектива. Герой Богарта предлагает полицейскому и его жене инсценировать событие. Выходит крайне убедительно: имея писательскую привычку акцентировать детали, Диксон почти как Шерлок Холмс воспроизводит последовательность событий.

Главный герой

Диксон Стил — герой с расколотым сознанием и нестабильной психикой. Он крайне вспыльчив и часто прибегает к физическому насилию, даже если это близкие люди. В иные моменты он может быть чересчур хладнокровен: узнав о смерти девушки-гардеробщицы, Дикс не только не меняется в лице, но еще и шутит. Так что с чувством юмора у него все в порядке. Способностью флиртовать — тоже.

Но внутренняя раздробленность и лишь смутное осознание того, кто он есть — вот, что делает Стила идеальным героем этой истории. В самом начале фильма у ресторана группа ребят просит у него автограф. Он их спрашивает: «А кто я?», конечно, в шутку — делая отсылку к тому, что в Голливуде брать автографы стремятся у всех, кто выглядит более-менее презентабельно. А вдруг звезда. По мере повествования этот шутливый вопрос превращается в самый важный. Диксон как сломанный механизм не может функционировать нормально. Его несостоятельность контролировать собственные вспышки гнева и насилия ведут к неизбежному одиночеству, потере той жизненной силы, которую он на время обрел в Лорел. В этом смысле он и есть романтический герой нуара: поломанный, противостоящей миру в одиночку, заключенный в клетке самого себя.

Хэмфри Богарт и Глория Грэм

Femme Fatale

Безнадежный потерянный главный герой находит вторую жизнь в отношениях с умной и загадочной Лорел Грэй. Именно благодаря ей, в Диксоне рождается желание творить, и он садится за создание нового сценария. О том, что происходит внутри этого сценария, зритель знает только частично — некоторые события соответствует реальности фильма. По крайней мере, так нам хочется думать. Дикс пишет историю о разочарованном герое, который не способен справляться со своей темной стороной души, и о девушке, которая верит, что в ее силах его душу спасти. Диксон черпает вдохновение из собственной жизни. Периодически использует одни и те же фразы и в реальной жизни, и на бумаге. Так, выражение «Я родился от ее поцелуя. Умер, глядя ей вслед. Жил те несколько недель, что она любила меня» становится пророческим в судьбе Диксона. Он в своем воображении рисует свою собственную линию жизни и следует ей.
Деталь

Любовь к алкоголю — скотч в 12 часов дня, полуночные посиделки в баре, сигареты одна за другой — это есть физическая деструкция. Более того, сигареты становятся не просто деталью, присущей стилю нуара, но работающей деталью. Через нее, в том числе, в фильме показаны взаимоотношения между Диксоном и Лорел. В одном из эпизодов Дикс заявляет, что в хорошем сценарии люди не говорят друг другу «Я тебя люблю». Это видно через контекст. Вот и «В укромном месте» герои Богарта и Грэм не признаются друг другу в любви напрямую. Зато он подкуривает первую сигарету и заботливо передает ее Лорел, а затем берет еще одну — для себя (рис. 1). То же самое проделывает и Лорел в машине, но в этот раз единения не происходит — Дикс отказывается от заботы героини (рис. 2). Интересно, что такая деталь, как сигареты, чаще всего ассоциируется с болезнями и вредными привычками, а здесь становится одним из символов их любви.

Рис. 1
Рис. 2

И все же в фильме Николаса Рэя мы наблюдаем за трагедией не одного героя, но многих. Нуар в целом и этот фильм в частности — это рефлексия американцев о разочарованности в собственной идеологии успеха и исполненной мечты. Разбитые жизнью, скованные собственными тенями герои стараются изо всех сил поверить в то, что счастье — это не сказка. Но то ли по определению рока, то ли под собственными бессознательными мыслями с каждым шагом их все дальше относит к противоположному. К тем укромным местам, что страшнее и темнее всего.

 

 ¹ Шрейдер П. Заметки о фильме нуар // Сеанс. 15 февраля 2011. URL: http://seance.ru/blog/noir-notes/ 

 ² Там же

Автор текста

Влада Лодеск
Влада Лодеск
Зайка. Атомная блондинка. Не пропускает ни один кинофестиваль, потому что может. Мечтает уйти в горы. Girl Power.

Комментарии: