Насмешка над всеми: Жизнь и фильмы Франсуа Озона

Жанр Озона


Франсуа Озон — один из самых известных французских режиссеров современности. Сын биолога и учительницы французского языка, он неизменно эпатирует публику, каждый раз наполняя свои фильмы чем-то самобытным и неординарным. Казалось бы, чем можно удивить или даже шокировать уже немало искушенную аудиторию синефилов. Но с каждым новым фильмом Озону удается это всё лучше и лучше. Четко придерживаясь канонов того или иного жанра (а у Озона есть фильмы практически всех жанров), режиссер ухитряется вложить в картину такое содержание, или осветить историю с такого ракурса, что так или иначе, любой его фильм, снятый по всем законам этого определенного жанра, хочется выделить в особый вид — жанр фильмов Франсуа Озона. Действительно, несмотря на различность всех его фильмов, почерк мастера всегда узнаваем и читаем, практически невозможно спутать Озона с кем бы то ни было еще. Кинокритики постоянно пытаются сравнивать его картины с работами других режиссёров, в частности режиссеров так называемой французской новой волны, проводить параллели с классикой мирового кинематографа, и ломать голову, за уши притягивая тот или иной кинематографический контекст. Но, на самом деле, любой фильм Франсуа Озона — это шутка, насмешка над жанром, над высоколобыми историками кино, над всевозможными нормами и стандартами. Режиссёр непрестанно демонстрирует, как не выходя за рамки скучных стандартов, можно создавать то, что в эти стандарты не вписывается.

«8 женщин», 2001

Неудивительно, что самыми известными его фильмами, стали именно те, которые можно назвать относительно «стандартными», такие как «8 женщин» или «Бассейн». Но, помимо этих двух картин, у режиссёра есть масса менее популярных, но не менее интересных фильмов. Лент, которые разрушают жанр изнутри, создавая основу личного жанра Франсуа Озона.

Криминальные любовники



Второй по счету полнометражный фильм Озона, вышедший на экраны в 1999-м году. Несмотря на то, что чаще всего фильм определяют как криминальную драму или же триллер, он относится к жанру герметичного триллера, действие которого разворачивается в одном замкнутом помещении. На протяжении всего хронометража, «Криминальные любовники» четко отрабатывают законы жанра: двое молодых людей ищут способы ускользнуть из рук омерзительного страшного мучителя, запершего их в своем подвале.

«Криминальные любовники», 1999

Но Озон раскручивает эту историю до фарса, помещая в тот же подвал труп их товарища, мясо которого постоянно варит и скармливает своим жертвам маньяк; посадив главного героя (одна из первых ролей Жереми Ренье) на цепь и вынуждая играть роль чего-то среднего между собакой и игрушкой для утех, что не доставляет ему страданий, скорее напротив; и, наконец, тихо превращая главную героиню (Наташа Ренье) сначала в вуайеристку, а потом в главного злодея. Таким образом, у Озона выходит фильм, начинающийся как обычный ужастик, а заканчивающийся психологизмами из разряда Стокгольмского синдрома.

Ангел

Перепрыгнув несколько лет, мы останавливаемся на исторической мелодраме «Ангел» 2007-го года. 
Тут режиссер делает упор на стилизацию. Подражая старым костюмированным фильмам, таким как «Унесенные ветром», например, добивается того, что снятый в 2007-м году фильм выглядит так, будто бы его снимали в 1939-м. Он получает этот эффект с помощью неестественно ярких или наоборот слишком блеклых цветов, как в фильмах, где использовалась технология техниколор; картонных задников, слишком старающихся актеров, рассинхронизации движения первого и последующих планов (стоит также отметить и плоскость изображения, как правило, никаких глубоких кадров, в частности, первый — главный, и второй, используемый только в качестве фона и не наделённый смыслом).

«Ангел», 2007

Всё это не позволяет воспринимать фильм серьёзно. Актерская игра раздражает, смысловая нагрузка отсутствует, качество изображения оставляет желать лучшего. Дело в том, что тут Озон избирает совершенно другой вектор направленности, он снимает не фильм про персонаж в исторических декорациях (хотя именно так и кажется на первый взгляд), а демонстрирует однотипность и неактуальность тех фильмов, которые принято считать классикой.

Рики

Следующая картина, вышедшая в 2009-м году — на первый взгляд, обыкновенная социальная драма, которую, мастер Озон превращает в маленькую и, что не свойственно социальным драмам, добрую сказку. Пожалуй, это один из самых недооцененных фильмов режиссера. Но в конкретном случае репутация Озона сыграла свою злую шутку: фильм был воспринят как очередное баловство неуемного ребенка и остался совершенно непонятым. Именно по этой причине в критике нередко можно увидеть сравнение этого фильма с работой братьев Дарденн «Дитя» (2005). Но если эти фильмы и можно ставить в один ряд, то только для того, чтобы противопоставлять, но однозначно не для того, чтобы выискивать в них общие черты.

«Рики», 2009

В отличие от фильма Дарденнов, «Рики» — позитивная история, демонстрирующая то, как даже самая скучная жизнь может обрести цвет — стоит только в это верить. Можно сказать, что этот фильм — своего рода протест против большого количества вышедших на экраны социальных драм, где описаны серые будни, и каждый кадр пропитан ощущением безысходности и пустоты существования. Озон показывает, что в каждой жизни есть что-то, что может вылететь в окно, если этого бояться и не принимать.

Новая подружка

В 2014-м году Озон знакомит зрителей со своей «Новой подружкой». Несмотря на многие несомненные достоинства этого фильма, главным в нём является первое за всю карьеру Озона режиссерское камео. И появляется режиссер не где-нибудь, а в зале кинотеатра. Он играет роль извращенца, положившего руку на колено мужчине, переодетому в женщину. Этот образ крайне важен для понимания всего творчества Франсуа Озона. Именно кинозал является местом и временем действия любого фильма, его мерилом, средоточием его идей. Именно здесь режиссер распоряжается и персонажами и, главное, зрителем.

«Новая подружка», 2014

Только здесь ему позволено абсолютно всё, здесь он чувствует себя свободным. Режиссер намекает, что между экраном и зрителем есть ещё он, тем самым показывая, что чтобы на этом экране ни происходило, именно он будет дёргать за ниточки и контролировать происходящее, и больше никто кроме него не будет знать, что случится в следующем кадре.

Двуличный любовник

Наконец, пришло время для Озона собрать все свои эксперименты воедино и создать тот самый один фильм, который, хочется надеяться, станет точкой отсчета всем последующим картинам. Совсем недавно в прокат вышел фильм «Двуличный любовник» — эротический триллер, снова отвечающий всем канонам этого жанра, но и тут не обойтись без «но». Здесь Озон создает новую форму кинопроизведения: он наполняет картину таким количеством смыслов, что для каждого человека в зрительном зале найдётся своя трактовка, и, что самое главное, он сможет, опираясь на фильм, логически свою  трактовку объяснить. Таким образом, новый фильм Озона можно назвать фильмом с «открытым сюжетом». Озон расставил маркеры эмоционального воздействия, такие как саспенс, музыкальные темы, движение камеры и так далее таким образом, что зритель втянут в историю и находится в напряжении на протяжении всего фильма, однако лишь при выходе из зрительного зала (а может и гораздо позже) появляются идеи и трактовки относительно увиденного.

«Двуличный любовник», 2017



Подводя итог, можно смело утверждать, что Франсуа Озон — новатор, революционер кино,  его можно понимать и не понимать, принимать и нет. Но, возможно, именно им на наших глазах создается новый жанр старого кино.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, пожалуйста! 

Автор: Елизавета Бойко. 

Комментарии: