«Мстители: Финал»: Двойной сеанс

Как Танос убрал с лица Земли ровно половину жителей, так и мы должны были разделиться пополам. В редакции MIRUMAXIMUM есть как преданные фанаты киновселенной Marvel, так и те, кто относится к ней крайне скептически. Этот текст должен был собрать полярные мнения на счет главного кинокомикса года. Но вышло иначе. То, что должно было нас раздробить, внезапно стало чем-то объединяющим. Ужасное для критики слово «консенсус» кажется на редкость уместным. Так что эти два текста, написанные двумя разными Павлами, Зотовым и Пугачевым, сливаются в единое мнение. Два разных человека с разными взглядами видят примерно одно и то же, но с иных ракурсов. И как пелось в одной великой песне: «Let me show you the world in my eyes». Кино объединяет, но кино ли это?

«Мстители: Финал»

«Мстители: Финал» или «Предотвратители: Троеточие»

Давайте с места в карьер: это не кино. «Мстители: Финал» — это, прежде всего, последняя серия в сезоне сериала. Красивое многоточие, под завязку набитое камео, отсылками и фан-сервисом, лишенное самостоятельности в отрыве от остальных фильмов линейки. Это не проблема и не минус, — просто дальнейшие слова будут отталкиваться именно от данного тезиса.

Итак, после «Войны бесконечности» прошло незначительное количество времени. Тор с чувством вины сидит и унывает в главном штабе; Капитан Америка, депрессивно глядя в зеркало, сбривает недавно отпущенную бороду; а Тони пытается хоть немного развлечь себя перед смертью от голода на корабле Стражей. Собственно, преимущественно на них и будет сосредоточен «Финал». Несмотря на мнение поклонников DC, именно детище Кевина Файги лучше всего совмещает внутренние конфликты героев с визуальным пиршеством разноцветных пикселей. Первый час «Финала» — чистейшая драма. Буквально каждый элемент подчеркивает тяжесть ситуации и поддерживает атмосферу полного отчаяния: почти полное отсутствие саундтрека и экшна, приглушенные цвета. Мстители, которых разрывает чувство вины за проигранную битву и потерянных друзей. Это не показушная драма с пустым пафосом, как в некоторых фильмах DC, а действительно пронизанный трагедией эпизод. Далее все снова превращается в типичное марвеловское кино с кучей шуток, динамикой и тонной отсылок почти ко всем 22-м фильмам линейки. Но то, как Руссо играют с интонацией, достойно уважения. Братья уже второй год подряд прыгают выше головы, упаковывая и драму, и отточенный экшн, и комедию в одно кино так, чтоб не один элемент не казался лишним или напускным.

«Мстители: Финал»

Даже несмотря на откровенно проседающий второй акт и множество сюжетных дыр, из кинотеатра выходишь с ощущением пробужденного внутреннего ребенка и ностальгической грустью на лице. Да, многие сцены нужны исключительно для фан-сервиса, да, женский брутфорс может вызвать смех и испортить ощущение эпика, напоминая, что мы смотрим коммерчески рассчитанный конвейер. Но финал, эксперименты с персонажами и тоном повествования полностью спасают это кино. «Мстители: Финал»… он… как старый лучший друг, недостатки которого ты давно принял, и вот вам необходимо попрощаться навсегда. Но делаешь ты это не с грустью, а с радостью, что все это время знал такого прекрасного, хоть и далеко не идеального человека.

Важно лишь одно условие: наиболее яркие эмоции можно получить только разбираясь в показанной вселенной. Это фильм «для своих» и «от своих». Совершенно бесполезно на него идти, ожидая блокбастер на вечерок, а потом выходить из зала с жалобами, мол, скучно и ничего не понятно. Еще раз: это окончание сериала, посему кроме фанатов (коих и так миллионы), на «Финал» идти не имеет почти никакого смысла

Павел Зотов

«Ребята, сцены после титров не будет!»

Не будет лишним повторить, что киновселенная Marvel имеет к кинематографу довольно опосредованное отношение. Это кросс-медийный проект, затрагивающий политические и социальные изменения в глобальном миропорядке. А также грандиозная машина по выкачиванию денег с населения всей планеты: билеты в кинотеатры, продажа сопутствующего мерча, сериалы на всевозможных платформах и многомиллионные рекламные контракты. Это все может жутко раздражать, но трудно не восхититься грандиозностью машинерии. «Мстители: Финал» — громкий аккорд, эхо от которого рушит стены, государственные границы и доказывает, кто здесь хозяин. Капитализм победил.

Пока интеллектуалы в разных концах света придумывают утопические проекты, пишут научные статьи о выходе за пределы экрана и выстраивают художественно-развлекательные макеты советской репрессивной машины, корпорация Disney вкладывает сумасшедшие деньги примерно в то же самое, только в рамках развлекательного контента. По ощущениям, «Мстители: Финал» — это нечто среднее между Comic-Con’ом, футбольным матчем, последним сезоном «Друзей» и парой великих серий «Зачарованных». Клубок из нескольких десятков сюжетных линий сплетается воедино и на удивление спокойно распутывается. Несколько важных сюжетных арок не без изящества закрываются, а другие получают потенциал к дальнейшему развитию. Фанаты еще долго будут строить теории, отыскивать всевозможные пасхалки и грезить о новых приключениях любимых героев. Конечно, никакой это не финал — еще задолго до премьеры Marvel огласили планы на следующую пятилетку, а ближайший фильм киновселенной выйдет через пару месяцев. Никакой это и не «конец прекрасной эпохи» — комиксы на экранах будут жить еще очень долго, а некоторый кризис в этом сегменте ничего не значит по сравнению с цифрами кассовых сборов. А про живых и покинувших героев мы, пожалуй, промолчим.

«Мстители: Финал»

Но пару слов о них все-таки стоит сказать. В кои-то веки всем этим замечательным актерам действительно есть что играть. Даже сцена поедания бутерброда становится душераздирающим зрелищем. Диалоги занимают большую часть ленты, но за ними действительно интересно следить — это не служебные реплики и не шутки ради шуток, а полноценное раскрытие персонажей с совершенно неожиданных сторон. При всех драматургических натяжках и умилительном пафосе, тут много трогательных и щемящих моментов. Даже скучная сериальная режиссура братьев Руссо оказывается уместной в данном контексте — порой достаточно просто поставить отличных актеров друг напротив друга, дать им более-менее вменяемый текст и снять их «восьмеркой». Удивительное рядом.

Если же рассматривать «Мстители: Финал» как самостоятельный фильм, то это довольно невыносимое кино. Более чем часовая экспозиция, нагромождение сюжетных линий, лениво нарисованные спецэффекты, вяло поставленные экшн-эпизоды, скачущая от сцены к сцене интонация и жанровая неопределенность. Примерно те же самые претензии можно (и нужно) предъявить к любому другому фильму Marvel. Только здесь это почему-то совершенно не раздражает. Уж поверьте на слово человеку, на дух не переносящему «Войну бесконечности» и практически все фильмы их последней фазы. Есть одно принципиальное различие. В «Финале» наконец-то нет даже претензий на кинематографичность: все визуальные образы, сюжетные ходы, жанровые коды и другие элементы киноязыка носят здесь исключительно индексальный характер. Это не кино, а игра в кино. Многомиллионное развлечение, сделанное с применением средств современного киноповествования. Простите, анти-кино. Жутко интересно, что на это скажет Годар. Щелкнет пальцами, наверное.

Как и все аттракционы, он теряет всякий смысл без использования по инструкции. Вся эта истерия со спойлерами — продуманный ход, носящий не столько коммерческий характер, сколько задающий определенные правила игры. Зрители со всего мира должны оставаться в неведении, поддерживать священный трепет и прийти в кинотеатры примерно в одно и то же время, дабы получить примерно одни и те же эмоции, слиться в едином порыве, аплодировать, смеяться, плакать и оживленно обсуждать увиденное на выходе из зала. В век слома вертикальных иерархий, исчезновения ориентиров и размытия ценностей такой социализирующий институт оказывается удивительно востребованным и своевременным. Marvel изначально позиционировали себя в качестве постмодернистского продукта для либерально настроенных гиков, теперь вдруг радикально сменили идеологический вектор. Теперь это большой глобалистский проект, доказывающий, что все споры о политике идентичности, расовой репрезентации и гендерном неравенстве решаются посредством открытых границ, сильной объединенной армии и власти капитала. На этом урок диванной политологии стоит закончить.

При всех вопросах к будущему и прошлому этой довольно монструозной франшизы, претензиях ко многим аспектам их фильмов-продуктов и их художественной стратегии, трудно выкинуть из головы один момент. Когда ты, надменный 23-летний недо-киновед, максимально скептически настроенный ко всему этому проекту, вдруг пропадаешь на три с лишним часа из реальности, сидишь с восторженными глазами и первым в зале начинаешь аплодировать на главном феминистском кадре этого года. После этого все обретает смысл. 

Павел Пугачев

Комментарии: