«Море соблазна»: Адвокат дьявола

21 процент от критиков и 32 от зрителей на Rotten Tomatoes, 5.2 из 10 на IMDb. Именно с такими оценками встречают страницы фильма «Море соблазна». Разным людям фильм не пришелся по вкусу в силу разных причин. Кто-то ругал сорванную в середине хронометража интригу, кто-то зацепился за «слишком карикатурных персонажей», а кто-то и вовсе поругал «Море…» за то, что он пытается казаться умнее, чем есть. И по итогу прочтения рецензий сложно не остаться в недоумении от всех вышеперечисленных претензий. Ведь лента Стивена Найта, при всех своих недостатках, остается весьма самобытным проектом, который ставит своей целью, прежде всего, развлечение зрителя и раскрытие таких тем, как семейное насилие и саморазвитие искусственного интеллекта.

Третьей по счету режиссерской работе Найта, как ни странно, не хватает глубины. Это весьма прямолинейное кино, которое раскрывает все карты перед зрителем, не стараясь что-то недоговорить или оставить белые пятна. Режиссёр просто делает все необходимое для триллера — медленно наращивает темп, а вместе с ним и напряжение. Напряжение, усиливающееся благодаря отличной актерской игре МакКонахи, а также хорошему техническому исполнению. При этом, некоторая натянутость диалогов, больше похожих на выдержки из классических нуаров, легко оправдывается кое-каким сюжетным поворотом, полностью меняющим жанр произведения.

«Море соблазна», 2019, реж. Стивен Найт

Об этот же твист легко ломаются и претензии к нарочитому копированию концепции «Моби Дика», и прямые референсы к эпизодам «Черного зеркала» с «Исходным кодом». Этот мир существует в таком виде по одной, весьма весомой и оправданной причине, которую зрителю сообщают уже ближе к середине. И странно, что многие, даже пресса (у которых «Черная пантера» один из лучших фильмов 2018-го), абсолютно проигнорировали данный факт. Да, никто не сообщает, что картина, по трейлерам похожая на триллер с элементами эротики и нео-нуара, окажется в итоге фантастикой про проблемы насилия в семье и самосознание искусственного интеллекта, но разве обманки в рекламной кампании стали в наше время чем-то плохим? То-то же. И это при хорошей операторской работе; монтаже, где сцены могут легко идти параллельно, дополняя друг друга; правильной жанровой цветокоррекции и свете в целом (особенно внутри темных помещений). В плане стилистических решений к картине нет никаких нареканий, потому что они оправданы задумкой, и претензии в стиле «не понравился фильм, потому что получил не то, чего ждал» просто не оправданы, а вот с точки зрения режиссуры — другой вопрос.

Скажем так, Найт явно лучше чувствует себя как сценарист («Острые козырьки», «Табу», «Союзники»), чем как режиссер. Он откровенно пасует в работе с актерами. К примеру, некоторые сцены, несмотря на качественный сценарий, попросту очень странно смотрятся. Будто актеры играют вовсе без режиссерского внимания, либо все это дело снималось с первого дубля и сразу шло на монтаж. Если диалоги специально сделаны карикатурными из-за жанра и сеттинга, то откровенную потерянность Кларка и Хэтэуэй в их совместных сценах оправдать чем-то, кроме неспособности режиссера нормально объяснить задачу, не выходит никак. Каждый из актеров старается выдавать качественную игру, но в итоге они смотрятся так, будто не понимают какую эмоцию нужно показывать и в какой сцене.

«Море соблазна», 2019, реж. Стивен Найт

Также стоит отметить и реальную проблему самого сюжета. Если пытаться объяснить без спойлеров, то местами создается впечатление, что Найт не до конца знаком с выбранной им тематикой, а именно виртуальной реальностью и программированием. Есть много способов, как можно было иначе раскрыть линию с котом, тем более она является исключительно второстепенным элементом, но Стивену будто никто вовремя не сказал, что квесты в играх работают иначе. Принять сеттинг за будущее тоже не выходит, потому что нам не дают на это предпосылок.

Все. Впечатлению мешают ровно два фактора, не более. Откуда звание одного из худших фильмов последних месяцев по обе стороны баррикад (зрители/критики), совершенно непонятно.

«Море соблазна», 2019, реж. Стивен Найт

В итоге перед нами диковинный фантастический триллер на один раз, где всё держится на сюжетном твисте. Да, местами элементы фантастики начинают перевешивать здравый смысл (как линия с тем же котом), а режиссер не до конца понимает, как разъяснить актерам собственные идеи, но стилистика, сценарий, персонаж Мэттью МакКонахи и остроумная игра с жанрами полностью снимают с ленты все крупные грехи. Самое забавное, что этот фильм вовсе не так достоин защиты, как может показаться на первый взгляд, однако откровенное пренебрежение достоинствами и возведение недостатков в абсолют не оставляют равнодушным.

Автор текста

Павел Зотов
Наш новенький. Темная лошадка из Челябинска.

Комментарии: