Мнение редакции: «Аритмия» — главный российский фильм осени

После вполне удачного проекта «Озабоченные, или любовь зла», снятого для телеканала ТНТ, режиссёр Борис Хлебников решает продолжить свой творческий путь на телевизионном поприще, тем более, что тенденция на «авторские сериалы» в России подтверждается успехом таких «больших фильмов», как «Пьяная фирма» Григория Константинопольского и «Измены» Вадима Перельмана. Вместе с Наталией Мещаниновой, автором «Комбината «Надежды»», Хлебников решает написать романтическую комедию, попадающую под формат ТВ-кино, которая повествует о молодой паре на грани развода, вынужденной жить в одной квартире до окончания срока аренды. Когда к сценаристам пришла идея превратить главных героев в медиков, задумка постепенно приобрела иной формат и настроение. «Аритмия» (теперь так называется сценарий нового фильма) в итоге парадоксальным образом вернула Хлебникова к прежнему творчеству, однако с некоторыми изменениями. Фильм определённо можно не бояться советовать более широкой аудитории, ведь режиссёр отчасти отказывается от тех элементов, отпугивавших массового зрителя. На последнем кинофестивале «Кинотавр» фильм Хлебникова удостоился главной награды, а также приза зрительских симпатий. Российская кинокритика также приняла «Аритмию» восторженно. Мы решили не оставаться в стороне.

Некоторые авторы из команды MIRUMAXIMUM решили коротко рассказать, почему всем в обязательном порядке непременно стоит увидеть новую работу Бориса Хлебникова. Включайте фоном «Наше лето» и наслаждайтесь (хочется верить, хорошим) материалом.

Влада Лодеск: «Аритмия» – честное и трогательное кино, которое с документальной точностью показывает неровности нашей реальности. Хлебников поставил нам диагноз. Но с ним можно жить. И живётся.

«Аритмия», 2017

Павел Пугачёв: Очень часто приходится слушать нытьё про отсутствие хороших российских актёров. Да, никакой индустрии у нас нет, с режиссёрами беда, а с фильмами ещё хуже. Но вот есть «Аритмия». Просто сделанный, далекий от идеала, но очень живой фильм. Хлебников, ранее специализирующийся на российском гротеске и скетчах разной степени забавности, взял и сделал мелодраму: трогательную, неглупую, искреннюю. Тут есть к чему придраться, но дуэт Яценко-Горбачёва играет так, как будто ты их уже давно знаешь: два жутко несчастных человека, которые даже поговорить об этом толком не могут. А им ещё и жизни спасать надо. В общем, посмотрите его. Может, российская критика раньше времени его перехвалила, но это нечастый российский фильм, действительно достойный внимания.

«Аритмия», 2017

Иван Родин: Один известный представитель российского шоу-бизнеса, посетивший премьеру «Аритмии» на фестивале «Кинотавр», сказал следующее: «Про этот фильм не надо писать рецензии. Он настолько правдив и интимен, что с ним надо остаться наедине». Трудно не согласиться не только потому, что лента Бориса Хлебникова во время просмотра превращается в личное переживание (магия кино и профессионализм авторов делают своё дело), но и поскольку душевная и эмоциональная откровенность отнимает у тебя все слова, оставляя в состоянии рефлексии. Ты словно наблюдаешь не за выдуманными героями, блистательно сыгранными Ириной Горбачёвой и Александром Яценко, а за обычными людьми со своими проблемами и мечтами, общая трагедия которых подталкивает зрителя на чертовски сильное сопереживание. Давно не было настолько честного и живого фильма. Я говорю не про конкретно российский кинематограф, а вообще.

«Аритмия», 2017

Павел Мальцев: Первым делом после просмотра «Аритмии» хочется умереть, нежели жить дальше. Внутри становится пусто, сердце, бившееся во время киносеанса с дикой скоростью, начинает медленно останавливаться и кажется, что раз — и всё. И ничего не хочется, и ничего не нужно, и лучше бы вообще «всё это» уже кончилось. Но боль быстро проходит, словно её срезают скальпелем, как осточертевшую болячку. Происходит духовное раскрепощение. Где-то вдалеке, как в финальном эпизоде, виднеется солнце, а все проблемы и невзгоды, как медленно отъезжающие в сторону машины, постепенно принимаются и не ощущаются как безвыходный жизненный тупик. Да, всё плохо, но ведь и хорошо бывает. Тем не менее, это лирика, достойная, понятно, только пестрящих рецензий на каком-нибудь крупном киносайте. Однако это мои личные чувства, тяжелые переживания и мысли.

Скорее всего, это самый мудрый и вместе с тем наиболее открытый фильм Хлебникова (есть ещё «Пока ночь не разлучит», но там не те масштабы), вобравший в себя всё самое лучшее от режиссёра, будь то поразительный Александр Яценко или короткое, но уже родное и ожидаемое появление Евгения Сытого в кадре. Кто бы что ни говорил, но у Хлебникова за шесть фильмов и даже один сериал (прекрасный, к слову — затягивает не хуже «Игры престолов») сформировалась своя вселенная. И именно такую хлебниковскую Россию видеть на экране, несмотря на многие нюансы, всё же приятно. Пространство картины напоминает минное поле: обсуждать и анализировать есть что, но оставлю это другим. Хочется закрыть все рецензии (особенно те язвительные опусы, где авторы не преминули сравнить «Аритмию» с рядовым второсортным сериалом о медиках и задаться вопросом «Что героиня Горбачёвой в нём нашла?», — более глупые высказывания звучали только у Гордона на обсуждении «Груза 200» Балабанова), пересмотреть (пережить) это чудесное кино и искренне порадоваться тому, что у нас есть такой режиссёр.

«Аритмия», 2017

Марфа Веселова: Аритмия — это нарушение частоты и ритмичности работы сердца. Этот медицинский диагноз Борис Хлебников ставит и отношениям конкретно взятой пары, и современному российскому обществу в целом в своём одноименном фильме. Симптомы заболевания как нельзя лучше передаются актёрами, особенно Александром Яценко и Ириной Горбачевой. Смотреть на себя самого в зеркало и ассоциироваться с самыми несчастными героями тяжело, но ведь некоторые заболевания излечиваются, и у нас в арсенале все необходимые средства. Так что же нам делать — принять и жить дальше, или всё-таки бороться? В любом случае, пропустить такой фильм — значит, вовремя не сходить к доктору.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, пожалуйста! 

Авторы: Иван Родин, Павел Пугачёв, Влада Лодеск, Марфа Веселова, Павел Мальцев. 

 

 

Комментарии: