41-й ММКФ. День первый и второй. Нуреев в капкане, «Земля», да не та и плохой Дени Коте

Мимолетно пронесшийся 41-й Московский Международный Кинофестиваль открылся фильмом Жана-Франсуа Рише «Последний император Парижа» с Венсаном Касселем в главной роли. Однако, для нас московский смотр начался с двух других картин, показанных в тот же день. Сначала мы посмотрели уже вовсю идущего в кинотеатрах «Нуреева» Рэйфа Файнса, показанного в рамках программы «Мир искусства». Ну а первой лентой конкурса стал «Капкан» — оставшийся без каких-либо наград турецкий фильм-притча. И несмотря на то, что Рише прошел мимо нас, первый день ММКФ однозначно вышел насыщенным. Обо всём по порядку.

День первый

 «Нуреев. Белый ворон» (программа «Мир искусства»)

«Нуреев. Белый ворон», реж. Рэйф Файнс

Третья картина Рэйфа Файнса, громко заявившего о себе восемь лет назад «Кориоланом», привлекла к себе пристальное внимание еще на стадии выхода трейлера. И это неудивительно, ведь когда еще западные режиссеры обращались к иконам русской культуры и стремились отобразить советскую или российскую действительность с максимальной достоверностью? И как попытка британского актера/режиссера отобразить советский быт и менталитет «Белый ворон» может вызвать любопытство. Но как произведение искусства вызывает, мягко говоря, недоумение. Это вполне пристойно снятая, но неумело сконструированная и стилистически неоднородная история. Файнс-рассказчик старается раскрыть как можно больше сторон личности героя, но в итоге не достигает ничего. Ситуацию, конечно, сильно усугубляет Олег Ивенко — исполнитель роли Рудольфа Нуреева. Типажно подходящий для роли 22-х летний профессиональный танцор, и по совместительству актер с обаянием манекена. И во многом именно из-за него, «Нуреев» становится портретом героя, который не вызывает не просто сопереживания, но даже интереса. «Мне стыдно за Нуреева», — говорит сыгранный самим Файнсом учитель танцев Пушкин ближе к финалу фильма в сцене допроса кэгэбэшником. И этот эпизод вполне может быть воспринят в мета-контексте. 

«Капкан» (основная программа)

«Капкан», реж. Сейид Чолак

Холодная и медитативная турецкая картина, полная выразительных пейзажных планов и фактурных артистов в кадре. Постановщик Сейид Чолак представляет зрителям фабульно довольно минималистичную притчу, затрагивающую вопросы взаимосвязи человека с природой, а его судьбы — с собственными поступками. Местами в фильме о живущих на почти что проклятом острове рыбаках даже проскальзывают элементы триллера, хотя большая часть насилия и остается за кадром. Смущает в «Капкане» по большей части то, что он напоминает растянутую на полный метр короткометражку. Её суть доходит до зрителя очень быстро, но до ее цельного отражения лента идет как-то слишком долго. Даже несмотря на то, что идет меньше полутора часов.

День второй

Второй день ММКФ стал для наших авторов самым насыщенным за все восемь дней проведения Фестиваля. Мы ознакомились с двумя чрезвычайно любопытными лентами основного конкурса, а так же приоткрыли для себя две другие программы московского смотра. После сумасбродных японских «Импровизаторов» и выигравшей «приз зрительских симпатий» якутской ленты «Надо мною солнце не садится», мы познакомились с конкурсом документального кино, посмотрев «Землю» Николауса Грейхальтера. Ну а завершила этот полный впечатлений день канадская «Антология города-призрака», вошедшая в программу Андрея Плахова «Эйфория наваждений».

«Импровизаторы» (основная программа)

«Импровизаторы», реж. Сабу

«Jam», показанный на ММКФ под названием «Импровизаторы» — это по-хорошему безумная японская картина с налётом абсурда и нелинейным нарративом, состоящим из трех пересекающихся историй. Режиссер Сабу заводит разговор о карме и добродетели в формате энергичной постмодернистской игры и эффектно смешивает разные тональности. К наивному молодому человеку приходит видение, после которого он совершает по три добрых дела в день, чтобы вывести свою девушку из комы. Певец Хироси, кумир старушек, попадает в заложники к одной из своих фанаток, которая, следуя заветам Кэти Бэйтс из «Мизери», заставляет его написать песню в свою честь. Ну а вышедший из тюрьмы молчаливый паренек Тэтцуо стремиться выполнить последнюю волю своей больной бабушки и параллельно отбивается молотком от преследующих его уличных головорезов. Это сюжетное ответвление отлично рифмуется с «Олдбоем» и «Драйвом» и преподносит зрителю несколько эффектных экшен-сцен в духе корейских боевиков. Однако именно увлекательная линия Тэтцуо, заслуживающая отдельного фильма, в итоге практически не отыгрывается в финале и не реализует своего полного потенциала. Ну а сам «Jam», конечно, производит замечательное впечатление, хотя и кажется немного недокрученным.

«Надо мною солнце не садится» (основная программа)

«Надо мною солнце не садится», реж. Любовь Борисова

Дебютную ленту Любви Борисовой можно обвинять во многом. Местами корявая, чрезмерно морализаторская (ох уж этот интернет!) и манипулятивная. Однако этот самый случай, когда сделано аляповато, но с душой. Настолько широкой, что последние полчаса бьют под ложечку, а в горле стоит здоровенный комок. Трогательная история дружбы молодого Алтана и чудаковатого старика Байбала (Степан Петров — просто лучший дедушка на всём белом свете) способна зацепить за живое, даже если зрителю противен узколобый взгляд на «интернет-культуру», а вайнеры для него подобны бубонной чуме. Якуты в очередной раз покоряют ММКФ и это совершенно заслуженно. Если эта обаятельная и светлая картина не получит приз зрительских симпатий, мы будем очень удивлены.

UPD: получила.

«Земля» (конкурс документального кино)

«Земля», реж. Николаус Гейрхальтер

Австрийская документальная лента о процессе преобразования земной поверхности и выкачивании природных ресурсов. А если выразиться точнее: два часа красиво снятого кино про тракторы, буры и рабочих, нервно проживающие трудовые будни в адреналиновой тряске. В первые 40 минут взор поражается от огромного количества шикарных панорамных кадров (планы с высоты птичьего полёта — без пяти минут шедевральные), а также грамотного использования длинных кадров, снятых на фиксированную камеру. Фильм представляет интересный взгляд на проблематику путём опроса ряда харизматичных персонажей, увлеченно рассказывающих о своём отношении к работе и внутренних противоречиях, что она вызывает. Так постановщик поднимает вопросы о взаимоотношении человека и планеты, смене временных и даже культурных парадигм, когда времена «золотой лихорадки» даже не думали прекращаться и динамит всегда в ходу, когда нужно взять с матушки Земли что-нибудь ценное. Иногда фильм внезапно выстреливает визуальным сюрреализмом в духе работ Роя Андерссона (привычная для него статичная камера сделала своё дело), тем самым выражая своё фи на натянутые взаимоотношения религии и человеческого прогресса, которому религия всячески покровительствует.

Но всё было бы замечательно, если бы оставшиеся 80 минут хронометража не носились бесцельно из стороны в сторону, как те самые тракторы, которые он так живописно показывает. Дико репетитивная вещь, сильно вгоняющая в тоску и убивающая всякий интерес к себе.

«Антология города-призрака» (программа «Эйфория наваждений»)

«Антология города-призрака», реж. Дени Коте

Один из фаворитов берлинского кинофестиваля оказался для нас одним из самых горьких разочарований московского смотра. Новую ленту Дени Коте не спасает ни выразительный визуал (ох уж эти 16 миллиметров), ни интересный концепт, ни ироничная интонация в подаче. Ведь как раз-таки в самой подаче и заключаются основные проблемы «Антологии», которая несмотря на всю свою фэнтезийную флегматику старается уходить на хоррор-тропы. По итогу, это решение не способно вызвать ничего, кроме неловких смешков, кои разбавляют погружающее в сон повествование картины. Для противника «жанрового» кино Коте старается сделать фильм как можно более «жанровым». А для личной рефлексии о жизни франко-канадских провинциалов «Антология» оказывается чрезмерно социальной. Отчего фильм рифмуется с «Мы» Джордана Пила, за исключением большей локальности конфликта. Но это всё приходит с осознанием после просмотра, когда как сам его процесс оставляет тебя беспричастным на эмоциональном уровне и крайне утомляет.

 

Авторы: Егор Луканин и Артем Кузовенко

Комментарии: