Международный кинофестиваль в Торонто: «Смерть Сталина»

Жанр политической сатиры — нечастый гость на больших экранах. Конечно, можно вспомнить «Диктатора» Саши Барона Коэна и скандальное «Интервью» от задорной тройки Роген-Голдберг-Франко, но фильмы, открыто высмеивающие политических лидеров и идеологии весьма редки, несмотря на повышенный интерес к этой теме в мире. На телевидении дела обстоят куда лучше. И если нетфликсовский гигант «Карточный Домик» показывает серьезный и приближенный к реальности взгляд на закулисье Вашингтона, то в его тени скрывается куда более юморной, но не менее едкий сериал «ВИП». Его создатель, Армандо Ианнуччи, построил всю свою карьеру на высмеивании политиков сначала в родной Британии, а потом и в Соединенных Штатах, куда он приехал с целью возглавить производство вышеупомянутого «ВИПа». И вот после шести сезонов сериала и одного несправедливо незамеченного фильма «В петле», Ианнуччи решил, что настало время отойти от привычной темы и со своим следующим фильмом отправиться в самое сердце Советского Союза — кабинет Генерального Секретаря Коммунистической Партии Иосифа Сталина, в момент, когда у того случился сердечный приступ.

С самого начала хотелось бы прояснить: «Смерть Сталина» не претендует на какую-либо информативность или достоверность. Данная картина документальна в той же степени, что и «Монти Пайтон и Священный Грааль». И сравнение с творением британской скетч-группы на этом не заканчивается. Фильм стоит на грани абсурда и порой напоминает больше цирковое представление клоунов, чем кино. Но это ни в коем случае не минус картины. Если в первые 10 минут такой подход кажется непривычным, именно он помогает картине быть самобытной и предоставляет простор для сатиры.

«Смерть Сталина», 2017

Юмор построен в основном на западных стереотипах о тоталитарном государстве — расстрелах, ГУЛАГах и тому подобному. И если после этих слов у вас появились сомнения, что на подобные темы шутить хорошо не выйдет, то я попытаемся вас разубедить. Зал на премьере смеялся от начала и до конца. Шутки в основном диалоговые, и учитывая, что персонажи фильма говорят со скоростью автомата Калашникова, то в определённые моменты, когда темп набирал бешенную скорость, зрители буквально задыхались от смеха. Небольшой спойлер, но крохотное сюжетное ответвление о персонаже Пэдди Консидайна — это, наверное, одна из лучших начальных сцен комедий. Юмор, как можно было понять по родине — английский, а значит можно рассчитывать на большое количество каламбуров, двусмысленностей и игры со словами. Данный факт также заставляет беспокоиться о качестве будущего дубляжа, так что если знания английского позволяют — непременно смотрите в оригинале.

«Смерть Сталина», 2017

Сатира в фильме присутствует, однако сводится к нескольким основным аспектам политической жизни тоталитарного общества. Несмотря на обилие персонажей и имен, которые знакомы всем по учебникам истории, необходимо понимать, что картина рассчитана на западного зрителя. Не стоит ждать от «Смерти Сталина» какого-то свежего взгляда на показанные события или остро-политической сатиры. Фильм царапает поверхность истории, а не копает вглубь. Но минусом это окажется не для всех, а количество «клюквы» не настолько зашкаливающее, чтобы оттолкнуть постсоветских зрителей.

«Смерть Сталина», 2017

Ну и последним по списку, а не по важности, хотелось бы отметить актёрский состав. Театральность всего фильма и его акцент на диалогах между большим количеством персонажей делал задачу раскрытия этих самых персонажей большой проблемой для повествования. Но, к счастью, ансамбль, который успешно собрал Ианнуччи — это выше всяких похвал. Начиная от Стива Бушеми и Саймона Рассела Билла, стоящим на первом плане, до Ольги Куриленко и вышеупомянутого Пэдди Консидайна, чьё присутствие ограничивается парой сцен — все актеры справились на ура. И во многом это достижение именно Ианнуччи, который дал им свободу не отыгрывать реальных персон, а придумать свои образы без привязки к действительности. И в фильме весь этот винегрет из характеров смотрится органично, даже при том, что Берия говорит с Йоркширским акцентом, а Никита Хрущев как уроженец Бруклина.
 «Смерть Сталина» — это невероятно смешная и остроумная комедия на грани абсурда. Ианнуччи удалось совместить в фильме такое количество, казалось бы, несопоставимых вещей, что хочется поскорее увидеть, что же ещё он покажет нам в будущем.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, пожалуйста! 

Автор: Арсен Мартиросян. 

Комментарии: