Семеро смелых

seven-samurai
«Семь самураев», 1954

В 1954-м году Акира Куросава создал великолепную историю, к которой кинематографисты обращались великое множество раз. Универсальность позволяет воплощать её не только в рамках ремейков, но и адаптировать её к другим жанрам: «Битва за пределами звезд»(1980) (приключенческий фильм), «Великолепная семёрка гладиаторов» (1983) (фэнтези), «Приключения Флика» (мультфильм). Восточная философия, география и традиционализм в истории самураев вторичны, главное – гуманистический посыл, протянутый через всё повествование.

Изначально режиссёр планировал снять фильм в жанре японской исторической драмы — дзидайгэки. Фильмы этого жанра охватывают исторический период от становления самурайского класса до эпохи Мэйдзи, когда указом императора Мицухито  существование самурайского класса отменилось. Это фильмы о жизни самураев и ремесленников в период средневековой Японии. Первоначально Куросава планировал написать сценарий об одном дне из жизни самурая. Совершив ошибку, он вынужден закончить свою жизнь, сделав харакири. Но работа зашла в тупик и режиссёр позвал к сотрудничеству Синобу Хасимото и Хидэо Огуни, с которыми он уже работал ранее.

sem-samuraev-1
«Семь самураев», 1954

Есть предположение, что в своей работе Куросава вдохновлялся фильмом «Семеро смелых» (1936), снятым под руководством Сергея Герасимова на студии «Ленфильм». В ленте рассказывается история о комсомольцах, которые прибыли на зимовку на необитаемый остров в Арктике. Героям в фильме противостоит стихия и красной нитью через всё повествование проходит идея ценности человеческой жизни.

«Семь самураев»(1954) повествует о маленькой деревушке, жители которой страдают от нападений бандитов, чьи набеги разоряют жителей. В поисках помощи крестьяне обращаются к Кикучио (Тосиро Мифуне), который собирает отряд для противостояния набегам. Сплочённость до того незнакомых самураев сплачивает и жителей деревни, которые в результате совместных усилий дают отпор бандитам. Примечательно то, как режиссёр объединяет на экране идеи гуманности с ожесточёнными боевыми сценами, в особенности в сцене противостояния крестьян.

Помимо этого, создатели виртуозно разделяют противоборствующие лагеря: например, самураи используют холодное оружие, в то время как бандиты вооружены огнестрельным. Исключением является самурай-самозванец Кикутиё. Используя ружьё, он стреляет, но никого не убивает. Переступив границу традиционного и современного, Кикутиё остаётся самураем.

Говоря о персонажах, стоит отметить, что все они виртуозно выписаны. Являясь носителями разных талантов и противоречивых характеров, они, тем не менее, формируют единый организм. Для этого Куросава прописывал подробную биографию каждого самурая вплоть до их одежды.

1240x620
«Великолепная семёрка», 1960

В 1960-м году на экраны выходит ремейк Джона Стёрджеса, в целом сохранивший общую идею фильма. Основное отличие — перенос места действия на Дикий Запад. В остальном же история осталась прежней: маленькая деревушка, семёрка ковбоев, вставших на её защиту, и разбойники, терроризирующие фермеров. Как и в оригинальной ленте здесь тоже присутствует явное разделение персонажей. Мотив использования традиционного оружия здесь сменён противостоянием, где антагонистом служат бандиты-мексиканцы. Но опять же есть исключение  — Чико — бывший фермер, ставший стрелком. В финале он остаётся в деревне.
Но в первую очередь «Семёрка» Стёрджеса запоминается потрясающим дуэтом МакКуина и Бриннера. Их игра — живое противостояние — поражает своей органичностью. Той динамикой, которая заряжает весь фильм (секрет в конфликте актёров на фоне разницы гонораров). Актёрский ансамбль здесь своеобразный «dream team» боевиков 60-х: Бронсон, Кобёрн, Вон. В результате операторской работы, использования широкоэкранных технологий Panavision, фильм расцветает новыми красками, являя собой зрелищный аттракцион.

(l to r) Vincent D'Onofrio, Martin Sensmeier, Manuel Garcia-Rulfo, Ethan Hawke, Denzel Washington, Chris Pratt and Byung-hun Lee star in Columbia Pictures' THE MAGNIFICENT SEVEN.
«Великолепная семёрка», 2016, фото — WDSSPR

Что же мы имеем сегодня? Та же «Великолепная семёрка»: крепкая история, без очевидных провисаний, запоминающиеся персонажи, захватывающие дух перестрелки. То есть, вестерн во плоти. Антуану Фукуа удалось передать дух ленты Стёрджеса, а Пиццолатто и Уэнку обновить оригинальный сценарий, не испортив его. Это не прямой ремейк, а скорее переосмысление, реновация классического сюжета. Здесь сохранены ходы оригинальных фильмов, но при этом не скопированы, а именно обновлены и отреставрированы. Мощный каст, динамика, приятный юмор — всё идёт картине на пользу.

Ethan Hawke in Metro-Goldwyn-Mayer Pictures and Columbia Pictures' THE MAGNIFICENT SEVEN.
«Великолепная семёрка», 2016, фото — WDSSPR

Персонажи достойны особого упоминания. Здесь всё, как и в предыдущих фильмах. На экране именно великолепная семёрка — актёры, на которых приятно смотреть или увидеть снова: Дензел Вашингтон – глава маленькой армии; Крис Пратт – игрок, шутник, трикстер, чьё амплуа особо не меняется от фильма к фильму, а обрастает какими-то новыми штрихами; Итан Хоук, стряхнув с себя пыль, вновь заявляет о себе; Ли Бён-хон, протягивающий через фильм восточные традиции, напоминает о фильме 1954 года; Винсет Д’Онофрио — человек-медведь, ищущий путь к Богу через боль и страдания; Мануэль Рульфо и Мартин Сенсмеьер – необходимые  для отражения национальных меньшинств персонажи, но тем не менее тоже запоминающиеся.

Chris Pratt stars in MGM and Columbia Pictures' THE MAGNIFICENT SEVEN.
«Великолепная семёрка», 2016, фото — WDSSPR

Постер фильма явно отсылает к «Омерзительной восьмёрке». Здесь важно не впасть в заблуждение, и не начать сравнивать «Семёрку» с работой Квентина Тарантино или с фильмами Серджио Леоне, так как фильмы Квентина – это нечто особенное, совмещающее в себе несколько жанров и недоступное для чёткого определения, а Леоне работал в жанре спагетти-вестерна, который также отличался от первоначального жанра. «Великолепная семёрка» Антуана Фукуа – это классический вестерн, приближенный к работам Форда. Здесь нет глубокой проработки персонажей и всех планов повествования. Здесь есть драйв, зрелищность, и обаяние —  всё, что необходимо классному вестерну, которого так давно не было на большом экране.

Автор: Захар Тимашов. 

Комментарии: