Секс, Лист и рок-н-ролл

lisztomania_xlg1
«Листомания», 1975

Секс, наркотики и рок-н-ролл. В «Листомании» Рассела есть почти все ингредиенты, разве что наркотики отсутствуют (по крайней мере буквально). А ведь фильм вышел в 1975 году, за два года до появления эпохальной песни Дьюри. На первый взгляд может показаться, что на экране происходит высококачественный трэш, причем чересчур откровенный и эксцентричный. Но этот трэш помимо того, что классный, так ещё и очень умный – самый придирчивый интеллектуал не сможет поспорить. И вот почему.

Сюжетная линия закручена так круто, что, собственно, трудно предсказать что будет дальше. Настоящее перемешано с прошлым, прошлое – со вставками музыкальных номеров в лучших традициях жанра мюзикл. В целом, это история о Франце Листе как суперзвезде в 19-м веке и его ускользающей славе к началу 20-го века. Как в любом хорошем сюжете у нашего героя есть антагонист – Рихард Вагнер. Рассел здорово вплетает исторический контекст: Лист строит из себя суперзвезду и секс-бомбу, потому что в те времена он действительно был первым «шоуменом» — пианистом; Вагнер из одержимого музыкой мальчишки превращается в одержимого фашизмом недо-Гитлера, и понятно по каким причинам. Начинается война. В мире «Листомании» орудием боя становится музыка. Франц Лист против Рихарда Вагнера. И это выглядит действительно завораживающе: пианино-пулемет – еще интереснее, чем пианино, создающее коктейли Бориса Виана; а орган-реактивный самолёт и подавно нужно увидеть своими глазами. Хитросплетения взаимоотношений губят Листа, но, попадая в рай, он все еще стремится спасти мир от ужасной музыки Вагнера. Пусть и запоздалой, но победой «наших» всё и заканчивается.

lisztomania
«Листомания», 1975

Сумасшествие – не единственное, что можно найти в фильме. Для тех, кто любит играть в «угадай, кому привет», здесь тоже есть над чем поразмыслить. В разных эпизодах Рассел цитирует «великих» от кинематографа и всего искусства в целом.  Ищите в «Листомании» поклоны в сторону очаровательного Чаплина, революционного Эйзенштейна и гениального Дали.  А вместе с этим поражайтесь тому, как Рассел представлял себе Берлиоза, Брамса, Шопена или Мендельсона. В его фильме собралась вся буржуазно-разнообразная элита 19 века, даже Жорж Санд затесалась. В каком-то смысле «Листоманию» можно назвать своеобразным самоучителем о музыкальной тусовке того времени, где лаконично не словами, а образами рассказывается о личностях музыкантов и их взаимоотношениях. Понятное дело, что утрировано и гротескно, но от этого становится еще интересней.

tumblr_o609oeznEY1qi66kho8_1280
«Листомания», 1975

Всё, придуманное Расселом, можно легко оправдать, если кто-то вдруг захочет высказать недовольство. Лист, стоящий в одном ряду с Оскаром Уайлдом или Сартром, — человек, сводящий с ума и женщин, и девушек, и даже девочек. Он — катализатор безумия, отсюда и общая атмосфера фильма, и его название. И раз уж в центре крутится личность Франца, то невозможно не наполнить каждую деталь, каждое действие эксцентричностью и страстью.

В общем, если вы хотите понять, за что можно полюбить классическую музыку, такую как шедевры Франца Листа, то, кажется, фильм Кена Рассела будет как нельзя кстати. Если вы хотите посмотреть что-то стильное, смелое и крайне остроумное, то этот фильм — всё, что вам необходимо. Если вы любите провокационное, то опять же смотрите «Листоманию».

Автор текста

Влада Лодеск
Влада Лодеск
Зайка. Атомная блондинка. Не пропускает ни один кинофестиваль, потому что может. Мечтает уйти в горы. Girl Power.

Комментарии: