Лучшие фильмы и сериалы 2017 года по версии MIRUMAXIMUM

Лучшие фильмы 2017 года

Хорошее время

Влада Лодеск: Никак не могу нарадоваться тому, что в Каннах в этом году было столько молодых светящихся творческих глаз. От этого каждый день хоть на секундочку представлялось: здесь и сейчас на французском берегу творится что-то, пусть очень отдаленно, но похожее на Малибу в 70-е. Мы все знаем, сколько удивительного сотворила та компания молодых и полных надежд. И будучи загипнотизированным фильмом братьев Сэфди неизбежно надеешься на появление новой огромной волны, которая тебя накроет. И «Хорошее время» не подводит. Фильм накрывает своей безудержностью, смелостью, обаятельностью Паттинсона и неотшлифованной энергией. Молодые снова бунтуют, и это прекрасно.

Теснота
Павел Пугачёв: Может «Теснота» и вправду слегка перегружена, а местами слишком нарочита. Но это все равно живое, злое кино, пульсирующее как разрезанная артерия. Для современного российского кино — как запуск в стратосферу. Для молодого дебютанта — вообще что-то недостижимое. Тут и передача тактильных ощущений, запредельная жестокость, четкое ощущение времени и места, затягивающая атмосфера — чуть ли не всё, за что я вообще кино люблю.
Ветреная река
Артём Кузовенко: В прошлом году замечательный писатель Тейлор Шеридан выдал весьма исчерпывающее высказывание о том, как же живется старому и злобному Дикому Западу в современных реалиях. В этом году, очередная попытка сценариста к деконструкции поджанра «нео-вестерн» так же не прошла даром. Только на этот раз он решил отметить вечно холодный Вайоминг и прилагающие к нему индейские резервации. Что, в свою очередь, интересно продолжает поставленный ещё в «Любой ценой» вопрос о противостоянии «белых» и «красных». Не забыл автор так же добавить и меткий социальный комментарий, касательно роли женщин в жестоком мире, где каждый сам за себя. Но что более всего выделяет «Реку» среди остальных фильмов «фронтирной трилогии», так это прекрасно выверенная драматическая составляющая. Опять же, как и в прошлом (и лучшем) скрипте нашего героя – здесь нет ничего того, чего вы раньше не видели. Однако, изюминка Шеридана заключается в том, что его персонажи, представляющие собой вестерновые типажи, в современных локациях не подают даже намека на собственную карикатурность. Что Алехандро, что Тоби и Таннер, что Кори – это живые люди, которые в попытках сохранить собственное «я», живут по своим правилам на землях, в которых закон не писан. Каждый восстанавливает свою собственную справедливость в несправедливом мире. И их действия влекут за собой последствия не только для других, но и для них же самих. Потому проникновенные монологи джонуэйноподобного Джереми Реннера о скорби и страданиях вызывают такой мощный эмоциональный отклик. Ведь после того, как ковбой очистит всю долину от бандитов, он не пойдет кутить в салун и очаровывать дам. Он лишь снимет свою шляпу и пустит скупую слезу с чувством выполненного долга перед тем, кого рядом уже нет и не будет.  Если «Сикарио» нам показал, как сломленный человек переходит на сторону зла бесповоротно, то «Река» настраивает на более воодушевляющий лад. Лучше трилогию и закольцевать нельзя.
Затерянный город Z 

Павел Пугачев: Формально фильм вышел еще в 2016-м, но до нормального проката добрался только в этом году. Прошел мимо всех радаров, тихо провалился и, видимо, не получит совсем никаких наград. Очень жаль, но в целом понятно. Джеймса Грэя, постановщика прекрасных «Любовников» и «Хозяев ночи» угораздило родиться слишком поздно. В 90-е его размеренные криминальные саги о Брайтон Бич затерялись в пестрой пост-тарантиновщине, в «нулевые» до него вообще никому не было дела. «Затерянный город Z» — самый амбициозный его проект. Еще с 2008-го он пытался начать съемки экранизации нон-фикшн бестселлера Дэвида Гранна о британском военном, искавшем Эльдорадо в джунглях Амазонии. Брэд Питт, Бенедикт Камбербэтч могли сыграть главную роль, но Чарли Ханнэм здесь как влитой. Такой же сдержанный, как этот амбициозный, виртуозно снятый и смонтированный, но удивительно тихий (во всех смыслах) фильм. Жутко недооцененная актриса Сиенна Миллер играет не менее важную по значимости роль — такого же человека, продолжающего верить в невозможное несмотря ни на что.

Патерсон 
Влада Лодеск: Два часа поэзии в стиле Уильямса Карлоса Уильямса, обезоруживающей игры Адама Драйвера и совершенно особенного юмора Джима Джармуша — это исключительная формула для хорошего. Нет, отличного. Нет, идеального кино. В случае с «Патерсоном» не получается быть объективным и иметь возможность артикулировать понятиями и смыслами, потому что получится нечестно (из-за моей любви к творчеству режиссера) и неточно (из-за некоторой непередаваемости интуитивного чувства на бумаге). Скажу только, что новый фильм Джармуша был для меня самым ожидаемым еще с Каннского фестиваля 2016, и своим прокатом в России очень символично ознаменовал начало 2017.
Взрывная блондинка

Павел Пугачев: Еще три года назад постановщики трюков Чад Стахелски, Дэвид Литч показали всем, как надо снимать экшн. Как оказалось, «Джон Уик» был лишь разбегом. Дуэт разошелся: Стахелски снял чудесный сиквел, на лопатки укладывающий первый фильм, а Литч решился сделать Джона Ле Карре под кокаином. Плохие агенты спецслужб гоняются за другими плохими агентами других спецслужб. Трехэтажный сюжет с многочисленными флешбэками и огромным количеством персонажей в любой момент грозится развалиться, но глаз от экрана не оторвать. К сценарию тут много вопросов, но на кой черт он кому-то нужен, если есть богиня Шарлиз Терон, элегантно раскидывающая мужиков ногами, а потом лежащая в ванной со льдом. История кино знает огромное количество классных боевиков с эффектными героинями, но только Atomic Blonde совмещает гламур с брутальностью в такой пропорции, что возникает только один вопрос: почему Литч до сих пор не снимает нового Бонда с Терон в главной роли?

Бегущий по лезвию 2049
Владимир Швецов: «Бегущий 2049» смог отбросить все сомнения и подарить нам горячую путевку в мир киберпанкового безумия, в который нас так удачно погрузил Ридли Скотт 30 лет назад. Пусть это и затянуто, пусть и остаются новые вопросы, пусть он провалился в прокате, но «2049» всё равно прошел под знаком плюс, и вдохнул свежего воздуха в легкие современной фантастики.
Звёздные войны: Последние джедаи
Иван Родин: Один из самых обласканных профессиональной кинокритикой эпизодов «Звёздных войн» и в тоже время самый ненавистный фанатами фильм саги со времен «Скрытой угрозы» и «Атаки клонов». Ни одна зарубежная картина в этом году не вызвала столько вопросов и споров (разве что еще «мама!» Даррена Араноффски). И придраться есть к чему, начиная радикальными изменениями в образе Люка Скайуокера, которые не понравились самому Марку Хэмиллу и заканчивая «мутными замутами» в линии Финна и Роуз. Но лично я остался доволен восьмым эпизодом: Во-первых, он более мрачный и эмоциональный чем «Пробуждение силы». Второе – он максимально близок по духу к оригинальной трилогии. Третье – Адам Драйвер в полушаге от статуса величайшего человека на планете.Ну и четвертый пункт… Камон, ребята! Это ж Райан Джонсон, чёрт возьми!
Чужой: Завет
Павел Пугачёв: Страшно представить, что творилось в голове 79-летнего Ридли Скотта, снявшего в этом году самый страшный свой фильм после «Советника» и первого «Чужого». Оказалось, что диковатый «Прометей» был лишь разминкой перед милейшим фильмом про радости геноцида. Да, тут есть некоторые проблемы с «мотивацией героев», «логикой», но авторская мысль излагается с такой прямотой и настойчивостью, что трудно не испытать благоговейный ужас перед человеком, уже который раз снимающим абсолютно мизантропические фильмы о том, что человечество скоро уничтожит само себя и никому от этого не станет хуже. Злой, величественный и одновременно драйвовый фильм, мастерски сделанный и пролетающий на одном дыхании. А зануды, возмущающиеся тем, что герои прилетели на неизвестную планету без скафандров, пусть включат Вагнера и летят дальше.
Валериан и город тысячи планет 
Павел Мальцев: Пришёл Люк Бессон и скинул с корабля современности Marvel, DC, Джей Джей Абрамса и им подобных. Буквально послал к черту, развернулся и побрёл своей дорогой. Вы даже не представляете, насколько прекрасен «Валериан» — это лёгкое успокоительное для людей, соскучившихся по временам «Пятого элемента». Для тех, кому осточертело из месяца в месяц приходить в кинотеатр и, словно тупое животное, жевать глазами очередную вымученную голливудскую жвачку. Это совсем не постыдное удовольствие в духе Майкла Бэя: фильм Бессона — это та самая сохранившаяся жемчужина, которую он же, режиссёр, достал из своего широкого рукава (уверен, там ещё куча всего интересного) и щедро вручил народу. Такой cinema du look в парадигме блокбастеров. Не верится, что котелок вроде как давно исхалтурившегося постановщика варит до сих пор. Так что, ребята, если вы хотите узреть настоящее авторское кино за 200 миллионов в наше неугодное богу кинематографа время, то настал момент сделать это.
Тайна Коко 
Владимир Швецов: Pixar после терапии сиквелами вернулись ко всеми любимой традиции, имя которой «Оригинальный шедевр каждый год». И под уходящий 2017 кудесники от мира анимации подарили красочную историю о всех простых истинах, оригинально рассказанную и поданную. Как раз в духе тех самых Pixar. Вот вам важность семьи, вот вам напоминание о том, что идти надо к своей мечте всегда, несмотря ни на что, вот соковыжимающая драма, вот традиционная комедия высшего уровня, вот море музыки, вот целые сюжетные повороты и, в общем, вот вам «Тайна Коко».
Драка в Блоке 99 
Артём Кузовенко: Как-то неохотно народ принимает С. Крэйга Залера, как спасителя своего и мессию современного грайндхауса. А очень зря. Мужик и в 2015 году снял, возможно, один из самых лютых и неполиткорректных образчиков вестерна за всю историю жанра, так и в этом году решил отжечь напалмом. Взял на главную роль человека-холодильника по имени Винс Вон (ну тот, который когда-то с Оуэном Уилсоном бухал на свадьбах), побрил его налысо, набил ему здоровенный крест на затылке и дал простую команду: «Круши всё и всех в мясо!». И сказать, что это самое чудесное кино для маньяков, угорающих по сломанным конечностям и раздробленным черепам – это ничего не сказать. Ведь это чудесное кино для маньяков, угорающих по бульварному кино 70-ых как таковому. Поставленное и написанное таким же одержимым маньяком. Ведь дело в том, что Залер делает из истории про здоровенного зэка, разбивающего неприятельские бошки ради высокой цели, достаточно мощную драму, которая по ходу действия перетекает в целую трагедию про человека, который решил выйти с жизнью «раз на раз без маек». Трагедию, полную крови, пота, костей, дерьма и слез. Да. Всё верно. И мы бы никогда не подумали, что на фильме, в котором Винс Вон использует людей в качестве половых тряпок, мы будем рыдать во всё горло. А после восторженно вопить при виде самой бескомпромиссной развязки в этом году.
Аритмия 
Иван Родин: Один известный представитель российского шоу-бизнеса, посетивший премьеру «Аритмии» на фестивале «Кинотавр», сказал следующее: «Про этот фильм не надо писать рецензии. Он настолько правдив и интимен, что с ним надо остаться наедине». Трудно не согласиться не только потому, что лента Бориса Хлебникова во время просмотра превращается в личное переживание (магия кино и профессионализм авторов делают своё дело), но и поскольку душевная и эмоциональная откровенность отнимает у тебя все слова, оставляя в состоянии рефлексии. Ты словно наблюдаешь не за выдуманными героями, блистательно сыгранными Ириной Горбачёвой и Александром Яценко, а за обычными людьми со своими проблемами и мечтами, общая трагедия которых подталкивает зрителя на чертовски сильное сопереживание. Давно не было настолько честного и живого фильма. Я говорю не про конкретно российский кинематограф, а вообще.
Салют–7 
Павел Пугачёв: На фоне трогательной шумимхи вокруг двух фильмов про нелюбовь, один действительно популярный зрительский фильм совсем потерялся с радаров критики. Этому неловкому, далекому от идеала, но жутко обаятельному фильму удалось то, о чем грезил российский мейнстрим с начала «нулевых» — смешать советское кино с голливудским, да так чтобы не тошнило. Надо было всего лишь вынести идеологию за рамки, оставить «советское» лишь как декор, а за основу взять жанровые схемы Голливуда. Далеко так не уехать, но раз от этого ностальгического курса никуда не деться, то хоть с ветерком прокатимся по нашему селу.
Убийство священного оленя 
Егор Луканин: Последний на данный момент фильм Йоргоса Лантимоса однозначно разделит зрителей на два лагеря. Кто-то полюбит новый фильм экстравагантного грека, кто-то возненавидит. Хотя когда у него было иначе? Так или иначе, «Убийство священного оленя» однозначно приобретет культовый статус. И за свои визуальные реверансы Кубрику, и за диковинный концепт, вдохновленный древнегреческими мифами. Тут уж никто равнодушным не останется. А еще Николь Кидман тут прекрасна. Хотя она весь год рубит с плеча, за что ей огромное спасибо.
Перестрелка 
Артём Кузовенко: Бен Уитли сподобился снять более менее зрительское кино. Похлопаем. И ведь хлопать есть чему, так как «Перестрелка» заслуженно присваивает себе гордое звание самого «прекрасного тупого фильма» года. Не каждый способен удержать зрительское внимание на кучке придурков, которые не могут поубивать друг друга на протяжении полутора часов. Но Уитли прописал ярких персонажей и не менее яркие диалоги, собрал один из самых чумовых актерских составов в этом году, (вероятно) проконсультировался у Кристофера МакКуорри касательно экшена с рикошетом и простреливаемыми объектами, и выдал один из самых увлекательных опытов в 2017 году. Шикарная вещица в себе, которой присуща индивидуальность даже несмотря на весьма типичный, но неслабый ассоциативный ряд в лице работ ранних Тарантино и Ричи. Британское кино до сих пор живо и сознание не теряет. Кость не задета. Ставим Денвера в кассетник и пляшем.
Прочь 
Иван Родин: Один из лучших дебютов и стопроцентно главный «black movie» этого года. Острый социальный комментарий на тему расизма, толерантности и столкновения культур, работающий также и как развлекательное кино с одновременно комедийной и триллерной составляющей. Браво, Джордан Пил!
Т2: Трейнспоттинг
Павел Мальцев: «Т2» обладает невероятной пронзительностью и выразительностью, но он ни в коем случае не становится пособием по выживанию в мире, когда тебе под сорок, детей нет, счастье за горами, а на счёту ни копейки. Он всего лишь честно говорит о насущном, рисует натуральную картину печального развития событий. Так или иначе, это ждёт многих. И на вопрос «что делать?» ответит, скорее, автор одноимённого романа, и не ошибётся: делать нужно, прежде всего, себя. Тогда не придётся возвращаться домой с мыслью о неудачном браке, спасать приятеля от самоубийства, убегать от слетевшего с катушек преступника и переживать предательство друга. Так что на протяжении всего фильма Бойл как бы намекает тем, кто ещё не перешагнул роковую черту, но чувствует приближающееся начало конца. Хотя бы диалогом между Рентоном и Кочерыжкой, восседающих на высоте шотландского холма после утомительной пробежки. «Не знаю, как завязать», — говорит Кочерыжка. «Попробуй торчать от чего-то большего. Начни писать рассказы!», — воодушевляюще отвечает Марк. И это, наверное, самая светлая мысль за весь фильм. Потому что торчать от чего-то большего — то, что так или иначе двигает вперёд. И, учитывая биографию Ирвина Уэлша, чей образ в фильме моделирует Кочерыжка, действительно начавший писать рассказы и дописавшийся до целого романа — это правда.
Статус Брэда 
Павел Мальцев: Невыносимое, безрадостное, но вместе с тем честное и до боли искреннее кино. Представьте, что второй «Трейнспоттинг» снял Баумбак и получите «Статус Брэда». Отбросьте всё и посмотрите со свежей головой, чтоб жизнь мёдом не казалась.

Лучшие сериалы 2017 года

Твин Пикс: Возвращение

Егор Луканин: Беспрецедентный телепроект Дэвида Линча до сих пор волнует наше воображение. Великий режиссер вновь совершил своего рода революцию, раздвинув рамки сериального формата и заставив миллионы зрителей затаив дыхание смотреть 18-часовой экспериментальный фильм. Уверены, что оживленно говорить о третьем «Твин Пиксе» и анализировать его будут еще многие десятилетия. Особенно погружающий в авторскую мифологию восьмой эпизод и его незабываемые визуальные образы.

Вражда

Павел Пугачёв: Джессика Лэнг и Сьюзен Сарандон играют Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис. На этом уже можно закончить разговор и внести в историю кино. История о непростых съемках «Что случилось с Бэби Джейн?» и вечном соперничестве двух голливудских див столь интересна сама по себе, что вроде и придумывать ничего не надо. К счастью, мини-сериал не укладывается в стандартные рамки байопика. Легко было бы превратить все в черную комедию, насмехаться над двумя стареющими женщинами, пытающимися удержать внимание режиссера и последние минуты славы. Но спустя три серии начинается почти что трагедия. Частный случай возводится до закономерности едва ли не трагического толка. Горький рассказ о том, что все актеры — жутко одинокие люди с серьезнейшими комплексами, из-за которых они и продолжают выходит под свет софитов, даже если ради этого приходится жертвовать всем.

Легион

Егор Луканин: Ной Хоули видимо на полном серьезе хочет затмить Райана Мерфи и получить статус «самого плодовитого человека на телевидении». Его «Легион» — это, пожалуй, самое лучший сериал по комиксам и один из наиболее нестандартных тв-проектов года. Замечательный Дэн Стивенс и очаровательно-зловещая Обри Плаза живущая в голове протагониста. А так же сочная визуальная смесь Кубрика, Линча и Уэса Андерсона, сопровождаемая классной музыкой. Отдельное спасибо за Pink Floyd и гипнотизирующий кавер на Bolero Равеля.

Девочки

Влада Лодеск: В тот момент, когда я уже не сомневалась в том, что Девочки – это жиза, они стал еще ближе и реальнее. Последний сезон – квинтэссенция всех состояний, страхов, надежд и сомнений, которыми жили они. И которыми живем мы. От проваленных дедлайнов до не состоявшейся жизни, придуманной еще в колледже; от уморительных small talks до трогательных немых диалогов; от спонтанных легких решений до спонтанных, но парализующих – все это и есть тот самый момент перехода во «взрослую жизнь». Пугающий до смерти момент, который превратился в 6 сезонов, наполненных остротой настоящего. И вот, в последнем Девочки (и мальчики тоже) уже рефлексируют по себе около-двадцатилетним с той же нежностью, с какой я смотрю на свои четыре года беззаботной студенческой жизни. Это маленькие детальные зарисовки не самых очевидных воспоминаний: безудержное веселье на вечеринке, куда ты не приглашен, гитарные посиделки у костра с незнакомцами, случайные ободряющие разговоры на лестничных пролетах и много-много смелости признавать свои ошибки и шагать в неизвестность. Девочки больше не могут топтаться на месте или ходить кругами, они принимают самое важное решение, а, может, совершают самую большую ошибку – взрослеют. И остаются очаровательными в этой решимости. Ведь «дети – это так легко, самое тяжелое – быть взрослым».

Мистер Робот 

Егор Луканин: К третьему сезону амбициозный сериал Сэма Эсмэйла полностью раскрыл весь свой художественный и тематический потенциал. На фоне десяти пропитанных напряжением и захватывающим действием эпизодов, вышедших в 2017 году, первые два сезона «Мистера Робота» кажутся не более чем прологом. Сериал о психологически нестабильном хакере отбросил свой былой максимализм и преобразился в настоящий политический технотриллер, авторы которого с каждой новой серией экспериментируют с форматом и стилем. Отдельного внимания заслуживает потрясающий пятый эпизод, в котором на протяжении 45 минут мастерски создается иллюзия одного непрерывного кадра. Тут режиссер/шоураннер Эсмэйл однозначно «дает прикурить» Кэри Фукунаге и его знаменитому плану-эпизоду в первом сезоне «Настоящего детектива».

Охотник за разумом 

Павел Пугачёв: Сериал про то, как два ФБР-овца пытаются объяснить действия маньяков и вводят в обиход словосочетание «серийный убийца». Дэвид Финчер по какому-то странному недоразумению не экранизировал ни один из романов Томаса Харриса, но здесь косвенно сделал это. Несколько монотонное действие оживает благодаря сильнейшей режиссуре. Причем другие постановщики выкладываются ничуть не меньше. За десять эпизодов не происходит практически ничего, но оторваться едва ли возможно. Ледяным тоном рассказывается история о невозможности и бессмысленности понимания другого. А если и получается приблизиться к человеку, то вскоре придется от него удирать по больничному коридору. Бонусом здесь есть одна из самых правдивых сцен расставаний в мировом кинематографе.

Фарго 

Егор Луканин: В 2017 году основанный на культовом фильме братьев Коэн сериал-анталогия Ноя Хоули стал более злобным и актуальным, чем когда-либо, пусть новому сезону и не хватает динамики предыдущего. «Фарго» вновь рассказывает увлекательную историю о маленьких глупых людях и их ужасных поступках и благодаря богатству стиля и ярко прорисованным образам не теряет своего очарования. Ну а Дэвид Тьюлис, играющий современное воплощение Мефистофеля в костюме из секонд-хэнда, сжирает почти всех киношных и сериальных антагонистов уходящего года.

… не уходите и зацените наш трибьют буквально всем фильмам 2017 года: 

С наступающим, дорогие и любимые киноманы. Увидимся и зажжём в 2018-м!

Комментарии: