Киноитоги 2018 года: Павел Зотов

Изначально планировал начать этот текст с мысли о том, что нормальное кино сейчас не в почете. Пока действительно качественные ленты (хоть и не без проблем) как «Ничего хорошего в отеле „Эль рояль“» или «Человек на Луне» проваливаются в прокате, всякое непотребство наподобие «Проклятия монахини» или «50 оттенков свободы» приносит создателям прибыль. Из года в год выходит много по-настоящему качественных произведений, но когда ты входишь в толпу и пытаешься поговорить о затронутых, скажем, в «Тебя никогда здесь не было» проблемах современного общества, в ответ слышишь лишь про откровенно слабого и трусливого «Венома». Аудитория деградирует, а вместе с ней тупеет и кино. Спрос рождает все больше и больше предложений…Но! К счастью, все еще находятся люди и стриминговые сервисы, которые дают деньги либо авторскому, либо хорошему массовому кино. Именно о таких фильмах сейчас и пойдет речь. И да, долой привилегированность одних лент над другими: это не топ, а список субъективных предпочтений. Цифры тут нужны лишь для разделения позиций, и легко могут быть заменены хоть алфавитом.

10. Недруги / Hostiles. Реж. Скотт Купер

Да, это кино вышло не в 2018, но к нам в прокат попало именно в этом году. Купер снял тяжелое, высасывающее все соки во время просмотра кино о сложности и неоднозначности человеческих взаимоотношений. Добавим ко всему прочему Кристиана Бэйла с Розамунд Пайк, атмосферу Дикого Запада, механику роуд-муви, сюжет с неожиданными твистами, и получим действительно качественную, серьезную, драму о путешествии из точки «А» в точку «Б». Одна из лучших лент прошедших двух лет, которую обошли все — от критиков до зрителей.

«Недруги», реж. Скотт Купер, 2017

9. Тебя никогда здесь не было / You Were Never Really Here. Реж. Линн Рэмси

А вот тут случай особый. То, как это кино при помощи визуального повествования и монтажа умудряется рассказывать историю и передавать чувства персонажей – это надо видеть. При практически отсутствующих диалогах-монологах, за достаточно малый хронометраж, этот фильм умудряется поведать о судьбе солдата, который изо всех сил пытается найти причину жить; напугать, показав откровенно черствый и аморальный мир; поведать о вреде жестокости в человеческой жизни; ввести в транс монтажом и музыкой, из которого вытащит только эмоционально мощный финал. Отдельно можно выделить игру Феникса. Он здесь прекрасен, как и везде, но заслуги от этого меньше не становится. Практически ничего не зная об этом человеке, в него веришь и полностью отдаешься его истории.

8. Призраки дома на холме / The Haunting of Hill House. Реж. Майк Флэнеган

Победитель в номинации «Главная слезовыжималка 2018». На удивление сильная драма (формально — хоррор), которая эксплуатирует приемы Стивена Кинга лучше, чем сам Стивен Кинг. Главное достоинство: даже самые ненавистные персонажи заставляют сопереживать. Очень редкий пример сериала, который не затянут, не вымучен и преподносит постоянные сюрпризы.

«Призраки дома на холме» реж. Майк Флэнеган, 2018

7. Под Сильвер-Лэйк / Under the Silver Lake. Реж. Дэвид Роберт Митчелл

Яркий пример ситуации, когда твой мозг на протяжении двух часов насилуют самыми различными способами, но в конце ты говоришь «спасибо» и хочешь еще. Хулиганское, странное кино, у которого, меж тем, есть четкая идея и подтекст. Во время первого просмотра его сложно анализировать, но позже, немного поразмыслив, сложив 2+2 и получив 4, понимаешь, что оно того стоило. Один из тех фильмов, которые либо выключаешь на середине (а то и раньше), либо досматриваешь до конца и остаешься в полном экзистенциальном удовлетворении.

6. Ночные игры / Game Night. Реж. Джон Дейли и Джонатан Голдштейн

То, что на первый взгляд кажется очередной тупой поделкой из плеяды третьесортных комедий, на деле оказывается весьма изобретательным высказыванием про массовую культуру. Куча прямых и косвенных отсылок, гэги, умело играющие на штампах, и качественное исполнение всей технической части (аж драку одним дублем завезли). С этим фильмом следующая ситуация: даже если не смеешься над шутками, уровень которых здесь скачет «от мала до велика», все равно наслаждаешься неплохо прописанной историей с нескольким твистами.

«Ночные игры» реж. Джон Дейли и Джонатан Голдштейн, 2018

5. Ночь идет за нами / The Night Comes for Us. Реж. Тимо Тьяджанто

Слабо прописанные, но очень фактурные персонажи; драки с использование абсолютно любых предметов: от бильярдных шаров до стаканов; откровенная жестокость в каждом кадре; совмещение рукопашных боев с перестрелками. В общем: «Чуи, мы дома». Коллекция из «Рейдов» и «Джонов Уиков» пополнилась еще одним отличным боевиком.

4. Братья Систерс / The Sisters Brothers. Реж. Жак Одиар

И снова кассовый провал у замечательной ленты. Это очень душевное кино, оставляющее после себя легкость. Приятные, но неоднозначные персонажи, их интересное взаимодействие и качественный сценарий – вот сердцевина данного бриллианта. При этом, фильм умудряется быть весьма суровым, а местами даже жестоким, как бы напоминая, что в смеси «комедийная драма» перевешивает, все-таки, драма.

3. Йеллоустоун / Yellowstone. Реж. Тейлор Шеридан

Очередной шедевр от Тейлора Шеридана про не совсем заселенные края американской земли, а также, еще одно доказательство того, что мы сейчас наблюдаем рост сценариста величины Алана Соркина. Если хотите проработанного сеттинга в жанре нео-вестерна, с хорошей психологической проработкой, то двери «Йелоустоуна» всегда открыты.

«Йеллоустоун» реж. Тейлор Шеридан, 2018

2. Остров собак / Isle of Dogs. Реж. Уэс Андерсон

Грубо говоря, имя этого человека в титрах, фактически, залог отличного кино для любого года. А тут еще и кукольная анимация, где над каждым кадром работали часами. Трогательный, взрослый, милый, умный… Можно долго перечислять положительные прилагательные в сторону новой работы Андерсона, но факт остается фактом — в фильмографию режиссера попал еще один проект штучной выделки.

1.  Суспирия / Suspiria. Реж. Лука Гуаданьино

Ремейк, который вышел глубже и многосторонней оригинала. Это даже удивительно, как умело данный фильм ходит на грани откровенной трешатины и прекрасной жестокости. Он в меру понятный и в меру глубокий, в меру напряженный и в меру спокойный. Фильм, состоящий из противоположностей. Именно в этом его главная фишка. А еще в сценах жестокости, от которых невозможно оторваться. Отличное кино, где видна четкая авторская рука.

К сожалению, в этот список не попало много качественных фильмов: от «Реинкарнации» до «Апгрейда», но если бы лично я советовал посмотреть что-то из этого года в первую очередь, то были бы там именно вышеперечисленные ленты. А так, за бортом остались «Экстаз», «История одного назначения», «Лето», «Дом, который построил Джек», вторая часть «Сикарио»… В общем, много чего еще. Главное тут одно — очередной «киногод» подошел к концу. Итоги подведены, фильмы поставлены на пересмотр, а впереди еще прокат кучи лент в начале следующего года.

Автор текста

Павел Зотов
Наш новенький. Темная лошадка из Челябинска.

Комментарии: