Киноитоги 2018 года: Павел Мальцев

Нашему журналу исполнилось 2 года. Я решил основать его, сидя в два часа ночи за компьютером, откладывая подготовку к очередной бессмысленной паре, и думал: зачем мне писать в чужое издание, когда я могу сделать своё, позвать лучших и талантливых друзей, не иметь зависимости и свободно, без ограничений транслировать любовь к кино в народ? Собственно, так и появился MIRUMAXIMUM. Не буду растягивать историю его возникновения на 9 сезонов, пожалуй. Два года мы пишем (стараемся писать), катаемся на фестивали (стараемся кататься), берем интервью (стараемся брать). Почти, кстати, не ссоримся — не знаю, кого за это благодарить, себя, как человека, собравшего редакцию, или всех по отдельности — очень хороших, искренних, добрых и невероятно глубоких, понимающих людей. Но проблемы у нас есть. Как ни странно, не финансовые. Отсутствие времени, иногда — желания, сил (физических) и… подожди-подожди… вдохновения. Всё это чуть не привело меня к решению закрыть журнал или взять продолжительную паузу. Весь год мы боролись с этим отсутствием воли что-то делать. И, кажется, побороли. Но думая об этом, я всегда укрепляю в голове мысль, что всё случается не просто так. Причины есть. И не только загруженность по учебе (что является одной из классических отговорок для каждого в нашем коллективе), но проблемы помасштабнее влияют на возникновение этого отчаянного ничегонехотения. И я понял, в чём дело.

Год был плохой. Страшный. Болезненный. Непредсказуемый. Богатый на безумства. Мне кажется, это был год настоящего выживания. В самом прямом смысле: запустился, даже нет, разогнался какой-то странный механизм уничтожения. Машина смерти и угнетения. Как в «Метрополисе». И проблема не только в окружающей среде, а в людях, потерявших что-то очень важное. Поэтому почти все фильмы из моего списка говорят именно об этом. Многое я ещё не видел, но наверстаю в январе. Торренты лежат спокойно.

В общем, с Новым годом вас всех. Кино нас спасёт. Я верю.

Адам Сэндлер: 100% свежий 

Есть у людей дурацкая привычка — стареть. Вот и Адам Сэндлер постарел. Как последняя сволочь перестал отдаваться сценариям на полную катушку и превратился в банкомат для продюсеров. Я даже не видел последние два фильма с его участием, выпущенные на Netflix. Но стенд-ап всё-таки решил включить. Ну, что тут сказать? По-хорошему абсурдно, смешно и невыносимо печально. Сэндлер поёт песенки про своё еврейское детство, про почившего много лет назад Криса Фарли, про всё про всё, но его лицо говорит об одном: о мучительной усталости от всего. И невозможности вернуть лучшие времена и старых друзей. Хотелось расплакаться, но не получилось. До сих пор жалею. Очистился бы наконец, может.

«Секретное досье» X «Первому игроку приготовиться» (Стивен Спилберг)

Ещё один классик и два его почти одновременных выхода. Забавно получилось: в «Секретном досье» Спилберг щеголяет всем своим мастерством и как бы даёт понять, что порох-то ещё есть и хватит его на долгое время. Потом выходит «Первому игроку приготовиться» — жирное попурри из поп-культуры, голливудский вырвиглаз, представляющий из себя, тем не менее, глубокое авторское высказывание. Спилберг тоже постарел и не стесняется об этом сказать. Не то что зрителям — самому себе. Господи, больше никто в Голливуде не может позволить себе потратить почти 200 миллионов долларов, просто чтобы попрощаться с детством.

«Первому игроку приготовиться», 2018, реж. Стивен Спилберг

«Сердце мира» (Наталия Мещанинова)

Россия это ловушка. Главный отечественный фильм последнего времени. Мещанинова — большой режиссёр и большой художник.

«Сердце мира», 2018, реж. Наталия Мещанинова

«Середина 90-х» (Джона Хилл)

Джона Хилл повадился строить из себя нью-йоркского стилягу-интеллектуала, что помогло ему виртуозно вырваться из образа Джона Кэнди второй половины нулевых. Когда-то все воспринимали его именно так, но Джона потопал по другому пути. И правильно сделал. «Середина 90-х», по-хорошему, наглая перепевка «Деток» и «Это — Англия», но в локациях поджарого Лос-Анджелеса. Однако в персонажах, саундтреке (гениальные Резнор и Росс) легко найти самый откровенный, нежный и личный фильм года.

«Черный клановец» (Спайк Ли)

Смеялся как сумасшедший, несмотря на истеричный тон и частые перегибы. По крайней мере за последние несколько лет это наиболее адекватный для восприятия фильм Спайка Ли (был ещё «Чирак», но там для хорошего просмотра нужно либо быть американцем, либо любить режиссёра). Black Lives Matter. Драйвер и сын Дензела — мои герои. Дайте им отдельный сериал.

«Поиск» (Аниш Чаганти)

Поразительный эффект погружения, роскошный киноаттракцион и действительно прорыв в киноязыке (маленький, но всё же). Что ждёт формат десктоп-фильмов в будущем — пока непонятно, но то, что он работает сейчас — сомнений не вызывает.

«Лето» (Кирилл Серебренников)

Фильм, благодаря которому воздух становится чище, сердце бьётся быстрее, а свобода кажется не такой уж и безумной фантазией. Free Kirill.

«Война Анны» (Алексей Федорченко)

Маленькое, но большое кино. Честное и изобретательное. Уже классика. Посмотрите этот фильм, как только представится возможность.

«Война Анны», 2018, реж. Алексей Федорченко

«Другая сторона ветра» (Орсон Уэллс)

Сложно не включить в топ фильм, чей режиссёр умер почти сорок лет назад, согласитесь. Уэллс раздаёт стиль с того света.

«Другая сторона ветра», 2018, реж. Орсон Уэллс

«Король вне закона» (Дэвид Маккензи)

Пока вы спали, Netflix выпустил сиквел «Храброго сердца» — крепкий, как яйца Уильяма Уоллеса и Роберта Брюса. Настоящая победа сервиса. Дэвид Маккензи нереально крут.

«Не в себе» (Стивен Содерберг)

Как и «Поиск», снятый на телефон фильм Стивена Содерберга — тоже своего рода прорыв, несмотря на прошлогодние опыты режиссёров типа Шона Бэйкера. Просто опыт Содерберга более значительный. В 1989-м он получил «Золотую пальмовую ветвь» за дебют. В 2018-м снял кино на iPhone. По-моему, это вполне себе жест всем кинематографистам мира. Точнее, совет: поднимите уже себя с дивана и начинайте снимать кино.

«Хищник» (Шейн Блэк)

Говорят, Шейн Блэк исписался. А ещё я слышал, что снобизм — это восьмой грех. Не понимаю, как нельзя не смеяться при просмотре перепрошитого «Хищника» и не получать удовольствие. Он настолько туп, что в его тупости и заключается ценность. Смотреть строго в оригинале. Смеяться разрешается, друзья-поклонники Годара не увидят и не узнают, обещаю. Нормальная бэха, короче. Перестаньте.

«Хищник», 2018, реж. Шейн Блэк

«Приключения Паддингтона 2» (Пол Кинг)

У нашего министра культуры нет сердца. Безальтернативно самый добрый и важный фильм года. Торжество гуманизма, сопричастности и сострадания. Всё, что тебе нужно — это любовь и сэндвич с апельсиновым джемом.

Особое упоминание: «Тебя никогда здесь не было», «Первая реформаторская» и «Под Сильвер-Лэйк». Говорить о них не хочется. Да и не нужно. Главное — смотреть.

Особое-особое упоминание: «Звоните ДиКаприо!» Жоры Крыжовникова. Первый на моей памяти случай, когда российский сериал отсмотрен меньше, чем за сутки, а Александр Петров не бесит. Восемь часов чистого мазохизма и наслаждения.

Автор текста

Павел Мальцев
Павел Мальцев
Основатель, главный вредный. Как жить без кино — не знает.

Комментарии: