Киноитоги 2018 года: Георгий Мелентьев

2018 год оказался годом конца одной истории. Почему-то только сейчас мир перестал чувствовать себя цельным куском, у которого есть прошлое, настоящее и будущее. Появилось то, что можно назвать духом современности. В первую очередь это видно в кино.

1. Шучу / Kidding (сериал). Режиссеры: Мишель Гондри, Джейк Шрейер, Минки Спиро

Джим Керри, Мишель Гондри – такое уже было, но не так удачно, как в этот раз. Джим Керри всегда был если не главным автором, то как минимум соавтором всех проектов, в которых участвовал. В этом сериале отражается то мировоззрение, которое Джим транслирует в последнее время в интервью, соцсетях и т.д. Отличный сериал, с прекрасным, не тупым юмором.

«Шучу», 2018

2. Холодная война / Zimna wojna. Режиссер: Павел Павликовский

После «Иды» (2013) Павел Павликовский зарекомендовал себя как большой автор. Именно там он нашел свой стиль, свой почерк, свою тематику. В «Холодной войне» режиссер уверенно продолжает выражаться уже найденными средствами. По-ремесленнически выверенно.

3. Пылающий / Burning. Режиссер: Ли Чхан-дон

Гленн из «Ходячих мертвецов» совсем изменился. Динамика фильма погружает в некий транс. И да, Ли Чхан-Дон — завсегдатай Каннского фестиваля, и, видимо, именно с этим связано то, что из всего южнокорейского проката «белые люди» увидели только этот фильм. Однако вялый темпоритм все-таки создает нечто аутентичное. Ну и еще раз — плюс за Стивена Яна.

4. Видоизмененный углерод / Altered Carbon (сериал). Режиссеры: Ута Бризвитц, Алекс Грейвз, Питер Хор и другие

Киберпанк жив и не планирует уходить с наших экранов. Тому подтверждение –— «Видоизмененный углерод». Чудесный сюжет, а картинка такая, что возникает желание посмотреть этот сериал на большом экране, а не «Игру престолов». Ну а некоторые кадры и вовсе распечатать и повесить в рамке на стену.

«Видоизмененный углерод» (сериал), 2018

5. Тебя никогда здесь не было / You Were Never Really Here. Режиссер: Линн Рэмси

Наверное, самый насыщенный философскими аллюзиями фильм этого года, и что самое прекрасное — философия тут современная. Психоанализ, объектно-ориентированная онтология, акселерационизм, новый материализм… Но это все не так важно, как форма фильма, которая через свет, цвет, монтаж и, конечно же, Хоакина Феникса, погружают в мир, где возможно вас никогда и не было.

6. Реинкарнация / Hereditary. Режиссер: Ари Астер

Все всегда жалуются, что перестали выходить качественные фильмы ужасов, где все бы не сводилось к нудному сюжету, перебиваемому шоу-стопперами (в этом жанре читай: скримерами). Так вот «Реинкарнация» пугает тканью предметов, лиц и прекрасным монтажом. Сюжет здесь не нечто второстепенное. А страх нагнетается атмосферой, а не резким звуком.

«Реинкарнация», 2018, реж. Ари Астер

7. Аннигиляция / Annihilation. Режиссер: Алекс Гарленд

Лучший фильм года (можете назвать это заявление личным пунктумом автора). Все больше и больше выходят фильмы и сериалы про изменение тела, разума и так далее. Но  «Аннигиляция» идет впереди всех и подчеркнуто выделяет эту тенденцию современного кинематографа. Зритель теперь уже никогда не пойдет в кино за мимесисом. Трансформация мира — это то, что стало повседневным в интернет-эпоху.

Комментарии: