Киноитоги 2018 года: Артем Кузовенко

Если взглянуть со стороны на общую картину этого киногода, то он оставляет после себя очень странные ощущения. Хотя иных банально быть не может, когда держишь в голове мысль о том, что самый резонансный фильм года — это «Чёрная Пантера». Но при более пристальном взгляде на 2018 год как-то успокаиваешься и признаешь, что эти 365 дней были временем потенциально культовых вещей, которых может было и не так много, как хотелось бы, но каждая своей индивидуальностью и харизмой неистово тащит и способна оставить весомый след в зрительском сознании. Обидно, что формат позволяет лишь ограничиться 10 фильмами, потому я быстро перечислю «особые упоминания»: шеридановский выпад от Джереми Солнье «Придержи Тьму», прощание Коэнов с жанром вестерна в «Балладе о Бастере Скраггсе», пропитанная потом и чернилами «Предрассветная Молитва», «Апгрейд» Ли Уоннелла до самобытного режиссера, монструозный цирк-шапито Гиллиама «Человек, который убил Дон Кихота», уморительно печальный метамодерн Триера «Дом, который построил Джек», бэдтрип Ноэ «Экстаз», лучший so bad it’s fucking great фильм нескольких лет «Между мирами».

1. Тебя здесь никогда не было / You Were Never Really Here. Режиссер: Линн Рэмси

Если бы можно было экранизировать песни, то так бы выглядела идеальная экранизация радиохэдовской No Surprises. Ведь фильм Рэмси вызывает приблизительно те же самые эмоции: транс, опустошение, прогрессирующая внутренняя боль, и невообразимо сильное желание пережить всё это добро заново. Снова и снова. И так стабильно тянуть до конца года, держа в голове мысль о том, что фильма лучше в этом году банально не существует.

«Тебя здесь никогда не было», Реж. Линн Рэмси, 2017

2. Первая Реформатская / First Reformed. Режиссер: Пол Шредер

Настоящий «Таксист 21 века». За авторством маэстро Шрёдера, который как всегда успешно исследует границы человеческого отчаяния, насилие как акт бунтарства, и способность любить как истинное спасение души. Всё это, разумеется, на фоне активно загнивающего мира. Возможно, самый важный фильм года.

3. Мэнди / Mandy. Режиссер: Панос Косматос

Скрывающая под личиной лихого грайндхауса 80-х, захватывающая воображение рок-опера о соприкосновении к божественному через боль, страдание и палёный лизергин. Светлой памяти Йохана Йоханссона.

4. Под Сильвер-Лэйк / Under the Silver Lake. Режиссер: Дэвид Роберт Митчелл

Самый синефильский и весёлый фильм о бессмысленности поиска смысла в кино (да и не только в нём), который только можно представить. «Большому Лебовски», с его метой о персональном анархизме, пришла достойная замена.

5. Братья Систерс / The Sisters Brothers. Режиссер: Жак Одиар

По-европейски гуманный американский вестерн о том, как бандиты на Диком Западе учились чистить зубы, убивать из милосердия и признавать собственный кризис маскулинности. Один из лучших третьих актов в этом году.

«Братья Систерс», Реж. Жак Одиар, 2018

6. Первый человек / First Man. Режиссер: Дэмьен Шазелл

А вы в курсе, что байопики можно снимать не по Википедии? И не по заказу тоже! Что вот можно взять крутую историческую фигуру и на её базизе снять трогательное и пробирающее до костей персонажное кино? Вот Дэмьен Шазелл в курсе. А ещё он шарит за то, как оставаться верным авторскому почерку даже в рамках крупного студийника. За что ему спасибо.

7. Лето (Режиссер: Кирилл Серебренников) / Скиф (Режиссер: Рустам Мосафир)

Жанровое кино в России подаёт признаки жизни. Что креативные ностальгические мюзиклы, что пульсирующие животной энергетикой боевики. И пусть многие говорят, что это лишь капля в море и на два таких мощных выпада приходится куча мусора — надежда всё равно живёт. Мы посадили дерево и оно вырастет в нечто прекрасное.

8. Опоссум / Possum. Режиссер: Мэттью Холнесс

Пока люди добавляют в свои списки «лучшего» безусловно неслабые «Реинкарнацию» и «Тихое место», нам тут скромненько завезли горячий привет от британских хорроров 70-х. Минималистический, дико атмосферный, бесконечно неуютный, угрюмый, злобный фильм о живучести детских фобий.

«Опоссум», Реж. Мэттью Холнесс, 2018

9. Ночь идет за нами / The Night Comes for Us. Режиссер: Тимо Тьяджанто

Забавная ситуация. Два ценителя боевых искусств и лютого мяса, товарищи и братья по оружию, Гарет Эванс и Тимо Тьяджанто, чуть ли не одновременно выпустили свои новые фильмы на Нетфликсе. Один решил поэкспериментировать в жанре фолк-хоррора. Другой — выкатить классическое индонезийское мочилово с использованием крюков, ножей, дробовиков, тросов, бильярдных шаров и заточенных костей. Вот так вот режиссер «Рейда» потерпел творческое фиаско, а его подмастерье снял самый лихой и кровавый боевик за последние 5 лет.

10. Человек-Паук: Через вселенные / Spider-Man: Into the Spider-Verse. Режиссеры: Боб Персичетти, Питер Рэмзи, Родни Ротман

Самый аудиовизуально выразительный кинокомикс со времен экранизации «Скотта Пилгрима». Мульт настолько живой и драйвовый, что даже не хочется его воспринимать, как мультфильм. Плюс, это одно из главных и убедительных доказательств тому, почему же Дисней в этом году такой отстойный.

Автор текста

Артём Кузовенко
Артём Кузовенко
Главный ценитель Николаса Кейджа после самого Николаса Кейджа и его родственников. Зачем-то смотрит все фильмы, выпущенные компанией A24, до сих пор верит в существование американского независимого кино. Обитает в русском Лос-Анджелесе (Ростов-на-Дону).

Комментарии: