Киноитоги 2018 года: Александр Климченко

Не удивляйтесь, если не увидите в моём списке новых творений Куарона, Ноэ или Триера. К сожалению, в этом году по причинам личного характера и банальной нехватки свободного времени, я смотрел в основном фильмы массового сегмента, так что для тех ребят, которые никогда не ходили на Амфесты, этот топ будет небольшой отдушиной. Не замаливаю грехи, просто предупреждаю, что за более обскурными для кинообывателя (и более стандартными для киномана) выборами стоит обратиться к спискам других ребят, которые в этом году потрудились и показали себя гораздо более компетентными в вопросах драматургии и постановки, чем ваш покорный слуга. И всё же, я начну.

10. Апгрейд/Upgrade dir.: Leigh Whannell

В то время как Джеймс Ван, кажется, растерял дар снимать просто и со вкусом («Аквамен», безусловно, красивый, но напрочь лишён целостного повествования и фокуса на протагонисте), его товарищ сделал один из самых прямолинейных и отчасти именно поэтому самых действенных фильмов года. Плевать, что главный твист фильма угадываешь за три часа до просмотра. Пара поверхностных, но кардинально новых идей в постановке боевых сцен — и Ли Уоннелл уже приобрёл звание режиссёра со своим ни на что не похожим стилем. «Бегущий по лезвию» курильщика и «Веном» здорового человека — симбиот, который точно не разочарует.

«Апгрейд», реж. Ли Уоннелл, 2018

9. Поиск/Searching, dir.: Aneesh Chaganty

Когда дело доходило до фильмов, в которых современные технологии выступают не только проходной деталью, но одним из ключевых элементов сюжета и способов повествования, довольно плохой «Unfriended» был лучшим вариантом. Иногда же приходилось довольствоваться выкидышами а-ля «Megan is missing». Будем откровенными, Голливуд просто не понимает компьютеры, смартфоны и тем более интернет. Поэтому вышедший из под руки новичка «Поиск» — настоящая жемчужина среди галек. Сценарий, конечно, не блещет откровениями, но зато социальные сети тут выглядят и функционируют как, представьте себе, социальные сети (а это уже шаг на пути к светлому будущему мирового кинематографа). Самый близкий к реальности фильм уходящего года, хоть каждый кадр здесь — это экран компьютера.

«Поиск», 2018, реж. Аниш Чаганти

8. Bodied, dir.: Joseph Kahn

Честно говоря, я никогда не понимал, что сделало «8 милю» культовым фильмом. История без изысков, режиссура — ещё проще, а сцены баттлов и сами тексты какие-то совсем скудные на изобретательность для одного из главных голосов хип-хопа первого десятилетия нулевых. Однако в 2018-м Эминем, хоть и с двумя ужасными альбомами за плечами, всё-таки смог реабилитироваться. С его подачи Джозеф Кан, автор великого фильма «Detention», смог выпустить настоящую оду баттл-рэпу. Каждый панч бьёт сильнее, чем на многих реальных словесных дуэлях, а сама картина — уникальное исследование места старого агрессивного хип-хопа в культурном фоне новой Америки: где лучше на полном серьёзе пожелать человеку смерти, чем пошутить про его расу или пол.

«Bodied», реж. Джозеф Кан, 2017

7. Мэнди/Mandy, dir.: Panos Cosmatos

Как и «По ту сторону черной радуги», вторая работа Косматоса — оммаж на менее романтизируемую сегодня половину кинематографа 80-х. И если дебют был миксом научной фантастики и Линча, то «Мэнди» — это хоррор категории «B» из прошлого века, но снятый так красиво и так серьёзно, что наслаждаешься им совсем не иронично, даже несмотря на репутацию Ника Кейджа.

«Мэнди», 2018, реж. Панос Косматос

6. Восьмой Класс/ Eighth Grade, dir.: Bo Burnham

Бёрнэм, уже показавший себя талантливым комиком и музыкантом, врывается на просторы кинематографа и показывает себя ещё более талантливым рассказчиком. Его дебют — это самое честное кино о школе и детях со времён, наверное, культовых «Суперперцов» и «Дрянных девчонок». Только здесь всё без прикрас, а потому даже чёрствый сухарь без сердца сможет снова почувствовать себя ребёнком и пройти всё — от буллинга и одиночества до погони за популярностью и первой любви. Фильм-ностальгия, но не только по прошлому, но и по «здесь и сейчас». Ведь школа никогда не заканчивается по-настоящему.

«Восьмой класс», реж. Бо Бёрнем, 2018

5. Мстители: Война Бесконечности/Avengers: Infinity War, dir.: Joe Russo & Anthony Russo

Да, в моём списке есть самый успешный в плане кассовых сборов фильм года. И да, мне ничуть не стыдно. Можно сколько угодно хаять Marvel Studios и жаловаться на распространённость супергероики, но отрицать монументальную работу братьев глупо. Руссо сделали невозможное. Они не просто смогли привнести простоту и последовательность в фильм с десятком главных героев, логично продолжив арки каждого из основных персонажей. Они превратили фильм-событие, который, казалось бы, должен был выйти искусственным продуктом продюсеров в гомеровскую трагедию о конфликте двух отцов вселенной на её краю. Тони Старк закончил своё перевоплощение от инфантильного заносчивого подростка в теле Илона Маска из первого «Железного Человека» в растерявшего веру в себя родителя, чьё чадо буквально вырвали из его рук. А сделать Таноса протагонистом было блестящим решением, которое точно принято под влиянием личностей, а не комитета.

«Мстители: Война бесконечности», 2018, реж. братья Руссо

4. Человек на Луне/First Man, dir.: Damien Chazelle

Шазелл в третий раз снимает картину о конфликте мечты и желаний, цели личности и нужде в человеческой близости. У него победитель всегда чем-то жертвует и никогда не остаётся в выигрыше. И хоть ты уже должен знать все повороты сюжета наперёд, мастерский киноязык молодого автора всё ещё поражает, а удар по зрительским эмоциям всё ещё сильнее левого хука Мейвезера. В мирах режиссёра все правы и неправы одновременно, и в таком портрете реальных характеров так легко узнать себя. Вроде бы фильм о великом астронавте, а на самом деле — просто о парне, который был готов сбежать от семейных проблем даже на Луну.

«Человек на Луне», 2018, реж. Дэмьен Шазелл

3. Человек-Паук: Через вселенные/ Spider-Man: Into the Spider-Verse, dir.: Bob Persichetti, Peter Ramsey, Rodney Rothman

Хоть в режиссёрских креслах здесь сидят малоизвестные люди, «Паук» — это все ещё фильм Лорда и Миллера. Прорывная анимация, заигрывание с четвёртой стеной, сценарий, созданный по лекалам метамодернизма — где каждая шутка значит что-то не только во внутреннем контексте истории, но и на уровне постиронии — для зрителей мало-мальски знающих столпы поп-культуры. Возможно, «Через вселенные» не дотягивает до «Лего. Фильма» как по остроумию, так и по способности задеть за живое, но даже три четверти лучшего фильма 2014-ого это уже шаг в правильном направлении для анимации (на фоне плохого сиквела «Суперсемейки») и уж тем более для Sony. А ещё здесь лучшая сцена после титров в истории сцен после титров и саундтрек, который потом будешь напевать как минимум месяц.

«Человек-паук: Через вселенные», реж. Боб Персичетти, Питер Рэмзи, Родни Ротман, 2018

2. Под Сильвер-Лэйк/Under the Silver Lake, dir.: David Robert Mitchell

В 2015-м Роберт Митчелл воскресил классический хоррор своей монументальной работой «It Follows», а в этом году он снял экранизацию моей любимой книги: не сюжетно, но с точки зрения тем и концептов. На первый взгляд совершенно непонятный, «Сильвер-Лэйк», как и другие фильмы режиссёра: про миллениалов, которые отказываются взрослеть. Но если «Миф об американской вечеринке» рассказывает о нежелании двигаться вперёд, а «Оно» — о страхе перед ответственностью, которая приходит с возрастом, то данный нео-нуар рисует портрет тех из нас, кто выросли, но так и не смогли с этим свыкнуться. Депрессия, которая приходит с затянувшейся инфантильностью, апатия и, конечно, разочарование — фильм говорит именно об этом; и именно это ждёт зрителей, которые не понимают, на какой фильм они пришли. В этом «Сильвер-Лэйк» вторит монументальному роману Марка Данилевски «Дом Листьев». Оба — о бессмысленности поиске ответов в мире, где ответов на всё попросту не найти, и оба заставляют зрителя и читателя соответственно ввязаться в этот поиск вместе с главным героем, чтобы потом, как и он, разочароваться в себе и в жизни, а потом принять хаос и отсутствие логики в работе нашего мира. Если это не ультимативный трип и удар кувалдой о четвёртую стену, то я не знаю, что это.

«Под Сильвер-Лэйк», реж. Дэвид Роберт Митчелл, 2018

1. Аннигиляция/ Annihilation.: Alex Garland

Я ненавижу словосочетание «фильм, который заставил задуматься» хотя бы потому, что каждый фильм, даже работы Сарика Андреасяна, — это совокупность многих идей, а потому каждый заслуживает хотя бы мало-мальского анализа. Мы задумываемся по тысячи раз на дню над самыми незначимыми событиями и выборами. Так что плод воображения, таланта и труда не одного десятка людей просто обязан заставлять нас хоть немножечко напрягать мозг. «Аннигиляция» — это не просто «фильм, который заставляет задуматься». Это история, полная метафор, которые каждый посмотревший может интерпретировать по-своему, и все будут по-своему правы. Это кино о глобальном и личном одновременно. Это возглас о том, что всё в нашем мире дуально — красота прячется в чем-то страшном, а жизнь и смерть неотделимы друг от друга. Алекс Гарланд снял фильм, заставляющий задавать вопросы, в первую очередь самому себе, а потом всё-таки попытаться на них ответить. А подобная черта — гораздо больше, чем просто способность «задуматься». Так что к чёрту все вылизанные к Оскару драмы и фестивальный мамблкор. Для меня лучший фильм года — это жанровый палп, в котором криповый медведь-мутант, почти съевший Натали Портман — это символ детских травм, приводящих к паранойе, а цветы — метафора крови человека, который видит единственный выход в селф-харме. Как я и сказал: из страшного в красивое и снова в страшное. Хочу татушку с уроборосом.

«Аннигиляция», 2018, реж. Алекс Гарланд

Автор текста

Александр Климченко
Александр Климченко
Ещё статьи от этого прекрасного человека

Комментарии: