«Капитан Марвел»: Из чего же сделаны наши девчонки…

Верс (Бри Ларсон) трудится на благо Родины в спецотряде «Старфорс». По партийному заданию, она вместе с другими представителями расы Крии, истребляет полчища злых захватчиков Скруллов, способных мимикрировать под любой увиденный объект. Периодически ей снятся туманные сны о прошлом, но наставник Йон-Рогг (Джуд Лоу) с интонациями Кристиана Грея советует не думать о глупостях, не задавать лишних вопросов и контролировать эмоции. Девушка неукоснительно следует его рекомендациям, пока не оказывается на планете Земля без связи и средств к существованию (зато с горящими руками). Лос-Анджелес образца 1995-го еще не привык к супергероям и инопланетным вторжениям, но организация «Щ.И.Т.» уже существует. А там и агент Ник Фьюри, еще с двумя глазами и внешностью омоложенного Сэмюэла Л. Джексона.

Кинематографическая вселенная Marvel перевалила за второй десяток фильмов. Ежеквартальные типовые блокбастеры перестали уже кого-то всерьез удивлять и воспринимаются как нечто само собой разумеющееся: как весенние заморозки или осенняя слякоть под ногами. А ведь когда-то они опережали желания публики, выдавая невеликие, но довольно яркие и самобытные картины. В свое время создание полноценной киновселенной с единым миром и общим стилевым решением казалось чем-то новаторским и действительно смелым. Сейчас же так делает каждая вторая крупная студия, хоть и с куда меньшим успехом. При всех вопросах к их фильмам, трудно недооценить ту работу, что поддерживает конвейер по производству нестыдных и популярных у широкой публики по всему миру лент.

Молодой, горячий Сэм Джексон, или чудеса CGI

«Капитан Марвел» — очень легкая мишень для нападок. Американская критика едва сдерживает разочарование, а наших отечественных коллег читать и вовсе боязно. Это действительно слабенькое кино, которое, тем не менее, не сильно хуже типовой кинопродукции Marvel последних лет, если рассматривать его с формальных позиций. Начиная где-то со второй фазы, они делают не столько кино, а медиа-вселенную, в которой рекламные ролики и политико-социальные процессы западного мира играют не меньшую (а то и большую) роль, нежели выпускаемые ими фильмы. Игра в скрещивание жанров и взломы кинематографических кодов изрядно надоела даже им, а производство суперзрелищных визуальных аттракционов отодвинулось на второй план. Режиссеры инди-кино и сериалов не в состоянии сделать действительно яркие экшн-сцены, а студийный диктат все чаще дает о себе знать. В «Капитане» есть несколько дежурных перестрелок с лазерами, пара погонь и даже локальная космическая баталия. Все это поставлено нескучно, но без особой изобретательности.

Джуд Лоу и Бри Ларсон

Marvel хороши в другом: «Черная пантера» заявляла о проблемах афроамериканцев и выстраивала утопический мир с альтернативной историей, «Мстители» говорят о трудностях глобализации, а вторая и третья части «Капитана Америка» играют на поле конспирологических триллеров 70-х — трудно представить более политизированные фильмы в современном мейнстриме. Сольник про Капитана Марвел очевидно намеревался феминистическим высказыванием в эпоху #MeToo и аналогичных движений. Так и вышло, но вышедшая почти два года назад «Чудо-женщина» от аналогичной (и менее успешной) киновселенной DC, обладала, мягко говоря, более внятным посылом. Здесь же все сводится к слоганам типа: «будь сильнее», «никому ничего не доказывай», «падай и поднимайся». Звучит очень трогательно, но интонация рекламы спортивных товаров и социальных роликов мало кому идет на пользу.

Проблема еще и в главной героине. Бри Ларсон — замечательная актриса, с минимумом внешних усилий выжимающая все возможное из роли спанчбобовской белки Сэнди. Только ее героиню, разбрасывающую противников направо и налево с грацией бурундучка, несколько проблематично воспринять всерьез. Сюжетообразующая коллизия про женщину, на которую возложено слишком много ожиданий, не совсем работает в случае с пионеркой, взявшейся самостоятельно разруливать межгалактический конфликт. Капитан Марвел — прекрасная ролевая модель для боевых девчонок лет 10-12-ти, посещающих спортивные секции и учащихся на «отлично», но трудно представить более милую и неинтересную героиню для сольного супергеройского фильма.

Скруллы из «Капитана Марвел»

И вот такой весь фильм. Миловидный, бойкий, а в лучшие моменты напоминающий нечто среднее между «Долгим поцелуем на ночь» и мультсериалами из тех же 90-х, но не способный впечатлить хоть сколько-нибудь всерьез. В нулевые такие картины выходили пачками, а в эпоху видеопрокатов издавались прямиком на кассетах или же становились основами для телесериалов дневного эфира. Техническая часть выполнена на уровне «Зеленого фонаря», а работа с гримом вызывает ассоциации со «Стартреком» 80-х. Впрочем, и не такое мы видели в широком прокате. Смотреть можно. Берите друзей и маленьких детей.

А теперь время недовольного бурчания. Дальше можете не читать.

Все бы ничего, но авторы претендуют на статус «культового фильма». От навязчивой ностальгии по 80-м устали, кажется, вообще все, так что теперь пришло время взяться за наследие 90-х. Попадая на Землю, Верс оказывается в видеопрокате, где первым делом отстреливает голову Арнольду Шварценеггеру, красующемся в обнимку с Джейми Ли Кертис на картонном стенде «Правдивой лжи». Постоянно мелькают постеры известных всем картин, обложки популярных групп, фоном и без лишней надобности звучат Garbage и Nirvana, а еще мелькнет сценарий одного известного фильма Кевина Смита. Эти милые штрихи, создающие «атмосферу», казались бы уместными, не будь столь навязчивыми. Никакая это не киномания, а банальная и нахальная манипуляция поп-культурными образами и людьми, для которых они что-то значат.

О нём в тексте ни слова, а зря (прим. главного редактора)

Популярная культура никому ничего не обязана и никому не принадлежит, но только не в тех случаях, когда в вашу детскую комнату влезают боссы Disney  и распродают ставшие личными вещи в сетевых супермаркетах. Делать отсылки исключительно для радости узнавания перестало быть хорошим тоном еще лет десять назад. А создание фильмов с расчетом на получение «культового» статуса погубило не одну режиссерскую карьеру. Тарантино снимал свои лучшие фильмы, переделывая любимые сцены из разных картин на свой лад, не расчитывая на синефильскую популярность. Джон Ву делал самые крутые в мире боевики, тонко чувствуя материю кино и жанр, но никак не ради восторженного приема у посетителей видеосалонов. Наш любимый лоботряс Кевин Смит просто признавался в любви к комиксам и фильмам, просмотренным на кассетах, знать не зная, что станет ролевой моделью для поколения киноманов. Даже Джеймс Ганн, снимая своих «Стражей галактики», прекрасно ориентировался в популярной культуре, говоря через нее о глубоко личных вещах. В «Капитане Марвел» вся эта вереница постеров, песен из радиоэфира и позаимствованных отовсюду кадров — наглая эксплуатация. Копия, созданная расой Скруллов, повторяющих облик практически любого увиденного ими объекта. Хотя зачем обижаться на конвейерное производство. Лучше смотрите настоящее кино.

Автор текста

Павел Пугачёв
Павел Пугачёв
Шеф-редактор. Выпускник студии Troma Films (Челябинск), когда-то играл Тима Рота в «Обмани меня». Мог сыграть героя Арми Хаммера в «Зови меня своим именем», но шорты не налезли. Любимый кинокритик — Роман Волобуев. Сам Волобуев об этом вряд ли знает.

Комментарии: