«История семьи Майровиц»: почему мы не заслужили новый фильм с Адамом Сэндлером

Адам Сэндлер — главный триггер для адептов high-brow кинематографа: фильмы с участием американского комика ещё до выхода в прокат получают колкие отзывы и клеймо «несмешные», «дурацкие», «пошлые» и «глупые». Выражение «комедия с Адамом Сэндлером» — эвфемизм для плохого фильма. Однако на активно проходящем 70-м Каннском кинофестивале с блеском прошла премьера нового фильма Ноа Баумбака «История семьи Майровиц» — ироничной зарисовки из жизни еврейской семьи в Нью-Йорке. Критики мигом обласкали картину и мощный актёрский состав, подчеркивая великолепную игру Сэндлера и его экранного партнёра Бена Стиллера.

В Каннах Сэндлер не в первый раз. В 2002-м году, вместе с Филипом Сеймуром Хоффманом и Эмили Уотсон, он представлял фильм Пола Томаса Андерсона «Любовь, сбивающая с ног» и точно так же принимал скоп комплиментов после показа. Некоторые и вовсе называли эту роль лучшей в карьере комика, сетуя на его непостоянность, зажатость и редкие вспышки таланта. Критики и зрители сошлись в обоюдном мнении: Сэндлер — потрясающий актёр, но его нужно время от времени «раскрывать», отдавая в «правильные» режиссёрские руки.

Слева направо: Филип Сеймур Хоффман, Адам Сэндлер, Эмили Уотсон, Пол Томас Андерсон

Всё это очень странно, ведь талант у Сэндлера был всегда. И играл он довольно неплохо. Именно благодаря врождённому артистизму и способности рассмешить другого, Адам попал в комедийное шоу Saturday Night Live и впоследствии стал всеобщим американским любимчиком, снявшись в куче комедий. А зрители и кинокритики, вскормленные эстетикой «высокого кинематографа», естественно, стали отвергать все фильмы Сэндлера, припечатывая их словами «низовые» и «третьесортные». Сейчас Сэндлер вновь «раскрыл свой талант», с лёгкой руки, конечно же, режиссёра Баумбака (кого ж ещё!). Поклонники автора «Гринберга» и «Милой Фрэнсис» («Де Пальму» бы посмотрели лучше, киноманы!) ещё до релиза фильма на стриминговом сервисе Netflix включат холодную расчётливость и заранее будут восхищаться такой разносторонней и распустившейся, как бутон розы, актёрской игрой Сэндлера, причисляя все заслуги исключительно Баумбаку. В этом кроется страшная несправедливость. Он вам не Роб Шнайдер какой-нибудь.

Нынче Сэндлер действительно исхалтурился и выпускает однообразные, придурковатые комедии с минимальным количеством качественного юмора и интересного сюжета, работая по одной и той же схеме. По крайней мере, так происходит с его проектами на том же Netflix: криминальная комедия «Всё по новой» , выдуманный байопик в духе «Всего этого джаза» Боба Фосса «Сэнди Уэкслер» — и вправду ужасные, скомканные фильмы, в которых нет и частички той душевности, традиционно присущей более ранним работам артиста. О них и поговорим: за пятидесятилетнюю жизнь Сэндлер снялся в корпусе картин, требующих и просмотра, и обдуманной зрительской оценки.

Адам Сэндлер на выступлении в шоу SNL

Попробуйте посмотреть «Большого Папу» Денниса Дугана — и только если вы придирчивый снобский сноб, то один из самых искренних фильмов Сэндлера покажется вам плохо срежисированным, плохо сыгранным, и даже плохо смонтированным (с последним — сразу к врачу). Это очень душевный, добрый и пронзительный фильм о взрослении, способный растрогать любого.

Или возьмём чертовски отвязную комедию «Никки, дьявол-младший», где Сэндлер играет шепелявого сына Сатаны и отправляется в Нью-Йорк, чтобы спасти отца от преждевременной смерти и усмирить своих братьев, решивших узурпировать власть в аду. Фильм преисполнен дичайшей иронией, элементами поп-культуры (в доме одного из героев на стенах висят плакаты «Фотоувеличения» Антониони и «Психо» Хичкока) и пачкой неожиданных камео — от Квентина Тарантино в роли слепого проповедника до Оззи Осборна, отгрызающего голову летучей мыши в финале. По уровню стеба и количеству культурных отсылок ничем не хуже «Догмы» Кевина Смита.

«Большой Папа», 1999

А «Управление гневом», где Сэндлер выступает в дуэте с Джеком Николсоном и вместе они разыгрывают напряженный комедийный триллер в духе «Игры» Дэвида Финчера? А «Всё или ничего» — брутальная тюремная драма в лучших традициях «Тюряги» с Сильвестром Сталлоне и «Каждого воскресенья» Оливера Стоуна? А «Опустевший город» с ещё одной «глубокой» драматической ролью Адама? О «Приколистах» Джадда Апатоу и напоминать стыдно: в этом фильме Сэндлер сыграл не кого-то, а самого себя — уставшего от всего этого изнурительного дерьма популярного комика.

Стоит ли говорить, как Сэндлер и его команда работают с классикой Голливуда, давая ей новую жизнь в наше время. «Миллионер поневоле», например, является прямым ремейком драмы Фрэнка Капры «Мистер Дидс переезжает в город», вышедшей в 1936-м году и удостоившейся Оскара за лучшую режиссуру. А «Притворись моей женой» Денниса Дугана — так же ремейк классической комедии Джина Сэкса «Цветок кактуса» с Ингрид Бергман и Голди Хоун, получившей за свою роль не только Оскар, но и Золотой глобус. «Чак и Ларри: пожарная свадьба» вдохновлён «Обратной тягой» Рона Ховарда, «Всё или ничего» — ремейк «Самого длинного ярда», а «Нелепая шестёрка» (пока что единственная удача Сэндлера на Netflix наравне с «Историей семьи Майровиц») — вольное переложение «Великолепной семёрки».

Дело говорит Тарантиныч!

Мы не говорим об «Одноклассниках 2» или «Таких разных близнецах» — тут, скорее всего, дело в продюсерах и исписавшихся, обленившихся сценаристах. Перечислять «хорошие» фильмы Адама Сэндлера, отделяя их от «плохих» — занятие кощунственное. Всё это, естественно, дело вкуса. Но по отношению к актёру 90% зрителей неоправданно требовательны и не желают слушать аргументы в его защиту.

Сэндлер, пора уже это понять, далеко не дрянной актёр. Его технике и умению меняться на раз два могут позавидовать многие артисты Голливуда. Сами подумайте: мало кто сможет из безмозглого Билли Мэдисона, сосущего банку пива в бассейне, вдруг взять и перевоплотиться в забитого жизнью клерка, скромно улыбающегося на красной ковровой дорожке в Каннах в обнимку с одним из лучших режиссёров нашего века. А теперь Адам с печальным выражением лица, видимо, намучившийся от кинокритиков, томно смотрит в объектив фотоаппарата на 70-м Каннском кинофестивале, тогда как ещё совсем недавно рассекал волны в аквапарке с закадычными друзьями. Пожелаем ему удачи и награду за лучшую мужскую роль. Получит её он или нет — признания он так или иначе заслужил. А вот мы, к сожалению, нет. Мы не заслужили Адама Сэндлера.

Автор: Павел Мальцев. 

 

 

 

Комментарии: