История о том, как Джим Шеридан лучше бы ещё пару лет потратил на фильм, но Руни Мара всё равно молодец

Последний раз британско-ирландский режиссер Джим Шеридан представлял свой фильм в 2011 году — «Дом грёз», который кинокритики встретили довольно прохладно. Режиссера высоко ценят на Берлинском фестивале (у него аж два «Золотых медведя»), на Оскаре пока были только номинации. Свое пятилетнее молчание он нарушил драмой «Скрижали судьбы». Это экранизация романа ирландской писательницы Себастьян Бэрри, написавшей и выигравшей множество литературных премий в 2008 году, в том числе и престижную мемориальную премию Джеймса Тейта.

Сюжетная канва фильма незамысловата: есть пациентка в психиатрической больнице Роуз Макнолти (ее в разные возрастные периоды играет то Ванесса Редгрейв (пожилую), то Руни Мара(молодую)), находится она там пятьдесят с лишним лет, и вот как-то днем появляется доктор (Эрик Бана), находит её интересного дизайна дневник и выслушивает историю о красивой трагической любви. Зритель вместе с доктором и медсестрой к концу фильма, по идее, должны решить, кому верить — общественности (на чьей стороне Церковь), упрятавшей ее за эротоманию, или же уже, мягко говоря немолодой, но бойкой женщине, ей противостоящей.

«Скрижали судьбы», 2016

Тема противостояния одного человека то целому консервативному изолированному обществу, где все друг про друга все знают, а если и не знают, то обязательно додумают сами, то представителю Церкви является самой необычной во всем сюжете. «У нас женщина смотрит мужчине в глаза, только если она его жена», — говорит Роуз отец Гаунт (Тео Джеймс). Именно из-за этой конфронтации первую часть фильма так интересно смотреть до начала всей любовной линии с Майклом Макнолти (Джек Рейнор) и следствием этого семейной драмы, которая разворачивается во второй части и, надо сказать, оставляет желать лучших сценарных решений. Логические пробелы, из-за которых паззл не складывается, не представляется интересным режиссерским ходом, а, скорее, недоработкой сценария. Поэтому появляющиеся по ходу фильма вопросы по большей части лежат не в сфере философского, а относятся к действиям персонажей: зачем они убили одного, какая мотивация второго. Случившийся финал неоригинален и предсказуем, что убивает любую трогательность и нежность, попытки к созданию которых были в фильме. Хотя, с другой стороны, для закольцовки и разрешения семейного конфликта такой хэппи-энд кажется единственно возможным.

«Скрижали судьбы», 2016

Несмотря на довольно известный актерский состав фильма, смотреть хочется только на саму Роуз, которую исполняют две разные женщины. Руни Мара держит под контролем каждую сцену таким образом, что можно прочувствовать ту самую силу, которой она привлекает к себе многочисленных мужчин, которые могут начать из-за нее драку. И что Ванессе Редгрейв, что Руни Маре, обеим не нужно никакой излишней лицевой экспрессии для того, чтобы показать, что она может и дом содержать одна, и прожигать (завлекать?) взглядом зеленых глаз каждого, и стоически прожить столько лет в лечебнице, веря в то, что обвинения в убийстве сына ложны, и он, живой, однажды приедет и заберёт её. Однако эти и другие актерские таланты не видны на фоне медлительного и неяркого сюжета, в котором и засветиться негде.

«Скрижали судьбы», 2016

Из всех затронутых тем фильма доминирующей оказывается, в итоге, не та, которая была бы интересна уже искушенному зрителю. Если бы Шеридан не переключил акцент с антагонистичности главной героини, а развил бы это на фоне любовно-семейных проблем, то фильм мог бы претендовать на что-то стоящее, а не быть сборной солянкой. И тем не менее, с эстетической точки зрения это приятное глазу кино, которое может сравниться кинематографической выразительностью (и, безусловно, отлично выбранными локациями и не спокойным темпом повествования) с «Филоменой» Стивена Фрирза или с “Бруклином” Джона Краули. Знакомство с творчеством одного из самых известных современных ирландских режиссеров Джима Шеридана начать стоит, наверное, не со «Скрижалей», а пока обратить внимание на его более ранние работы — например, на «В Америке» или «Мою левую ногу».

Автор: Марфа Веселова. 

Комментарии: