«Послание к человеку»: In silico, блок первый

Первый блок короткометражных экспериментальных фильмов «In Silico» МКФ «Послание к человеку» открывается четырехминутной медитативной шуткой «Песня Европы» от британского режиссера Джона Смита, на первый взгляд не имеющей никакого смысла. Однако молитвенные песнопения  голоса за кадром приводят к результатам, и бегущая строка отвечает: «расслабься, мы едем». Своего рода диалог, взаимодействие между человеком и техникой, где техника, несмотря на безусловно острый ум человека, выигрывает со счетом один-ноль.

«Песня Европы», реж. Джон Смит, 2017

К слову, во многих фильмах данного блока поднимается схожая тематика столкновения чего-то физического с метафизическим, реального с нереальным, живого с неживым. Режиссеры пытаются антропоморфировать архитектуру, предметы быта, технику, космос и пр., создавая в результате фильмы про танцующую бутылку («Лестничный танец пластиковой бутылки», реж. Михаил Басов, 2018), например.  В этом фильме большую роль играет ритм как частоты монтажных склеек, так и звука ударов бутылки о ступеньки. Можно по-разному наполнить этот фильм, создавая конкретную историю, что и дарит свою прелесть этой картине. Так, например, можно сказать, что это танец целеустремленной бутылки, которая мечтает летать как птица, о чем свидетельствуют монтажные переходы от ритмического танца бутылки к планированию птиц в воздухе. Или же это просто фантазия наблюдающего за бутылкой. Вполне возможно, что этот ритм и танец существуют только у него в голове.  Так или иначе, наблюдать за танцем пластиковой бутылки оказывается вполне увлекательным занятием.

Ничуть не менее увлекательным занятием становится конструирование фильмического изображения с помощью не просто звука, а видео, на котором запечатлен процесс озвучивания шумового сопровождения эпизода фильма («Эпизод», реж. Йонна Кина, 2017). Фильм оказывается настолько богат на возможности интерпретирования, что каждый зритель после просмотра будет держать в голове свою ни с кем не повторяющуюся историю.

«Эпизод», реж. Йонна Кина, 2017

Но есть в этом блоке и то, что кажется очень вторичным, например, урбанистический «Гимн Московии» Дмитрия Венкова неизбежно заставляет вспомнить Годфри Реджио с его монументализмом, плавностью повествования, с вроде незаметным, но при этом четко отвечающим за драматургическое развитие визуального ряда музыкальным сопровождением, с его текстурностью,   с ракурсами съемки, но без его проблематики, которая в случае с Реджио превращает красивый видеоряд в произведение кинематографического искусства, а в случае с автором «Гимна Московии» оставляет визуальный ряд всего лишь привлекательной панорамой города, которая прекрасно подошла бы для туристической рекламы.

Так же достаточно вторичной, или, по крайней мере, вдохновленной «Меланхолией» (2011) Ларса Фон Триера кажется картина «Микрокосм» итальянца Томмаза Фаджоли, который, согласно античной натурфилософии, создает на экране платоновский мир идей, но только свой личный, персональный, заключенный  внутри единственного существующего микрокосма для главного героя — его любимой женщины.

«Армагеддон 2», реж. Кори Хьюз, 2017

Не обошлось в блоке и без совершенно выбивающих из колеи картин. Например, фильм «Армагеддон 2» режиссера Кори Хьюза оставил после себя разве что банановое послевкусие и недоумение, а картина «Черная нить» Марка Олекса и Франчески Скализи так и осталась неразрешенной головоломкой.

Впрочем, первая часть программы «In Silico» в своем большинстве оказалась более чем увлекательной и занимательной. Зрителю предоставляется прекрасная возможность решить своего рода кинематографические ребусы и прийти к порой неожиданной, а иногда и вовсе ошеломляющей разгадке.

Комментарии: