«Игра Молли»: режиссерский дебют лучшего сценариста современности

Молли Блум — тезка печально известной героини Джойса, лыжница, чья спортивная карьера оборвалась по трагикомической случайности. Но девушка недолго унывала, съехала от деспотичного отца и устроилась ассистенткой к незадачливому окологолливудскому дельцу. Спустя некоторое время она стала организовывать подпольные покерные турниры, постоянными гостями которых были кинозвезды, арт-дилеры, крупные инвесторы и русская мафия. Это всё ещё реальная история.

Вскоре Молли выпустила ставшие хитом мемуары. Во многом благодаря тому, что среди многочисленных колоритных (и весьма известных) мужчин, сидевших за её покерным столом, были Леонардо Ди Каприо, Бен Аффлек, Мэтт Дэймон и Тоби Магуайер. За правами на экранизацию носились многие крупные студии, но только другу её адвоката удалось взяться за фильм про её жизнь. Этот человек написал сценарии к «Социальной сети» и «Стиву Джобсу». И нет, это был не Бэтмен.

«Игра Молли», 2017

Аарон Соркин — первый и пока единственный человек, которому под силу экранизировать хоть телефонную книгу, хоть бухгалтерские отчеты (смотри «Человек, который изменил все»). Из набора сплетен, удаленных постов в блогах и программного кода он написал историю о создании фейсбука — первый действительно важный фильм 2010-х. Герои его лучших работ — жутко разговорчивые невротики, эгоцентрики, к которым самому автору зачастую приходится продираться через личную неприязнь. Здесь же он не скрывает симпатии к своей героине, едва ли не влюбляется в неё. Понять его можно.

Джессика Честейн пополняет галерею сильных женских образов, заполонивших экраны в последнее время. И делает это ярко, убедительно и не без озарений. Столь интересной она не была со времен «Цели номер один» Кэтрин Бигелоу. А надо то было лишь дать ей достаточное количество крупных планов и роль, в которой можно развернуться. Идрис Эльба, голливудская карьера которого в последнее время идёт куда-то не туда, наконец получил нормальную роль, в которой он смог оживить неприлично идеальный образ честного адвоката, примерного отца и гражданина. Удивляет и совершенно демонический Майкл Сера, воплотивший коллективный образ безымянной мудаковатой кинозвезды, в котором моментально узнается Тоби Магуайер. Кроме того, не каждый день увидишь Кевина Костнера в роли психоаналитика-фрейдиста.

«Игра Молли», 2017

С одной стороны, это совершенно типичный дебют сценариста: обильные диалоги, разыгранные первоклассными актерами и снятые восьмёрками. Вопреки ожиданиям, по интонации он ближе к «Стиву Джобсу» Бойла, нежели к ледяному шедевру Финчера. От первого здесь попытки разбивать разговорные сцены клиповыми перебивками, умилительной инфографикой и стоковыми видео. От второго Соркин берет прохладную интонацию и пытается сдерживать сентиментальные позывы. И то и другое получается довольно неловко, но работать с артистами и держать ритм на протяжении двух с половиной часов он может. А для дебюта это уже, как минимум, неплохо.

Повествование ведётся преимущественно через закадровый текст, которым он раньше пренебрегал. Многие важные подробности и характеристику персонажей мы узнаем только со слов рассказчицы, а не за счёт действий и поступков. В этом есть некоторая радикальность, так как добрая часть фильма построена на умолчаниях и недоговоренностях. Весьма туманна линия с водителем, мафией и отмыванием денег, а любовные и сексуальные отношения благоразумно вынесены за скобки. Одна важная сюжетная коллизия и вовсе объясняется фразой: «Да, я сидела на колесах и плохо работала». Молли очевидно многое скрывает, но Соркин и не хочет её препарировать. Это вообще один из его любимых приемов: герой-эгоцентрик не замечает других людей, окружающих его, поэтому и упускает многое из виду. Только здесь автор не отстранен от рассказчика, а допускает, что более-менее всем его словам можно верить, а на все остальное закрыть глаза.

«Игра Молли», 2017

В финале героиня Джессики Честейн цитирует известное высказывание Уинстона Черчилля: «Успех — это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма». Это действительно про неё. А также про тех прекрасных людей, кто старательно, последовательно и совершенно осознано превращают свою жизнь в маленький уютный ад. Как таких не полюбить?

Благодарим сайт Киноафиша за приглашение на пресс-показ фильма.

Автор: Павел Пугачёв.

Автор текста

Павел Пугачёв
Павел Пугачёв
Шеф-редактор. Выпускник студии Troma Films (Челябинск), когда-то играл Тима Рота в «Обмани меня». Мог сыграть героя Арми Хаммера в «Зови меня своим именем», но шорты не налезли. Любимый кинокритик — Роман Волобуев. Сам Волобуев об этом вряд ли знает.

Комментарии: