Игги Поп: «Я просто хочу быть»

thumb_5744_film_film_big_1-h_2016
«Gimme Danger. История Игги и The Stooges», 2016

54-й Нью-Йоркский кинофестиваль (New York Film Festival) в самом разгаре: Лоуч, Верховен, Муджиу, Аден и другие небезызвестные кинематографические бенефицианты этого года гремят до сих пор, но для нас одной из самых ожидаемых и желанных премьер стала документальная лента Джима Джармуша «Gimme Danger. История Игги и The Stooges», запланированная в российском прокате на 24 ноября. Не заставив себя ждать, Mirumaximum вылетел в дождливый Нью-Йорк, посмотрел картину практически за два месяца до её релиза, и  теперь готов с радостью поделиться неизгладимыми впечатлениями и заражающим сумасшествием (в хорошем смысле) с вами, дорогие читатели. Lust for Life, как говорится.

snimok-ekrana-2016-10-09-v-2-10-52
Джим Джармуш и Игги Поп на Нью-Йоркском кинофестивале

«Мы начинаем наше расследование», — говорит Джим Джармуш, и на экране появляются крупные планы Игги Попа. Планы очень детальные, и кажется, будто бы Джармуш хотел акцентировать все маленькие особенности иконы: милые морщинки, лучистые глаза и добрейшую улыбку. Как всегда, в раскрепощённой манере, Игги коротко рассказывает о своей жизни, заполненной сумасшедшими историями, в то время как зрители фокусируются на картинке,  наслаждаясь то удивительной харизмой Попа, то короткими фрагментами его концертов. И всё это выглядит аутентично и остроумно, и всё это сочетается, заставляя понять, что на экран проецируется что-то истинно джармушевское.

Джармуш был знаком с творчеством The Stooges ещё в детстве, когда жил в Акроне. У его друга был брат. У брата была коробочка со странными вещами (такое прилагательное дал сам Джармуш на Q&A): «Голый завтрак» Уильяма Берроуза, пластинка Джона Колтрейна и первый альбом The Stooges. Так Игги Поп с его группой вошли в жизнь Джармуша. Потом, уже в 90-х, Джим лично познакомился с Игги и так началась их прекрасная дружба. Слава богу. Иначе бы у нас не было возможности насладиться этим безгранично волнующим шедевром, производство которого всё время откладывалось в течение восьми лет.

TOPSHOT - US director Jim Jarmusch L and US singer Iggy Pop give the fingers while posing on May 19 2016 during a photocall for the film Gimme Danger at the 69th Cannes Film Festival in Cannes southern France AFP PHOTO ANNE-CHRISTINE POUJOULAT
Джим Джармуш и Игги Поп на 69-м Каннском кинофестивале

Устроив небольшое превью в прологе, Джим начинает свою историю. «Когда ты увидел Игги в первый раз? – Я его не увидел, я его услышал», — вспоминает один из героев. И, конечно, после вступительных титров зритель слышит The Stooges, а потом уже видит их. Ритм отдаётся эхом в сердце. Мелодия пробирает до мурашек. Ностальгия (даже у тех, кто не пережил это вживую в 70-е) приглашает устроиться поудобнее в своём кресле на следующие два часа. В этом фильме Джармуш работает со звуком абсолютно на другом уровне. Одно дело начинать каждую главу с безумно зажигательной песни из репертуара группы, совсем другое – сличать живой звук интервью с записью этих песен. Игги погружается в воспоминания и начинает отбивать ритм барабанов какой-то из композиций. Этот звук сливается с песней, играющей на фоне, и с видеоматериалом концерта. Но потом всё становится на порядок круче, и к полифонии звуков добавляется Рон Аштон, поющий своё соло на гитаре, успевая одновременно давать интервью. И так рождается диалог.

140319_stooges72
Игги и The Stooges

Диалог в совершенно разных формах. Джармуш понимает, кто его герои. Поэтому «Gimme Danger» отражает разнообразие, которое группа и Игги создавали в течение своего существования. Игги начинал в школьной рок-группе Iguanas, в какой-то момент заинтересовался блюзом в Чикаго, и уже потом появились The Stooges, играющие то в одном жанре, то другом, и, наконец, нашедшие себя в панк-роке. «Я всегда ищу новые образы», — говорит Поп. И в этом фильм Джармуша ему подражает. Мы понимаем, что смотрим документалку, но на самом деле воспринимаем «Gimme Danger» как эстетский фильм c жанровым многообразием. Дикие и чудные байки (например, о том, как группа искала марихуану) сделаны в мультипликационном стиле. И они смешиваются в диалоге с традиционными интервью и любительскими записями концертов. Нельзя предугадать, какую форму Джармуш выберет в следующей части, и от этого становится ещё интереснее.

1240276_gimme-danger
«Gimme Danger. Игги и The Stooges», 2016

Точно так же когда-то увлекала неизвестность образов The Stooges на каждом их выступлении в 60-е и 70-е. Эту волнующую неизвестность нельзя описать словами, её реально только почувствовать. И опять же главным в фильме являются не слова, а микс из песен, плавно перетекающих в короткие яркие истории и шутки Попа. Тут  и добавить нечего. А режиссёр во всю веселится, создавая что-то незаурядное, ироничное и обязательно смешное. Собственно, Джармуш — он и в документалистике Джармуш.

В песнях The Stooges обычно около 25 слов. Игги Поп услышал это число будучи ребёнком в какой-то телепередаче. Услышал и запомнил. Этого количества оказалось достаточно, чтобы создать что-то эпохальное. Фильм Джармуша идёт 108 минут, и этого более чем достаточно, чтобы рассказать об этом эпохальном сумасшедше и авангардно.

«Я просто хочу быть». Точка. Так Игги завершает свой допрос. «Я просто хочу быть». Чёрный экран. Так заканчивается фильм Джармуша. И всем всё ясно.

Автор: Влада Лодеск. 

Комментарии: