Форсаж Карибского моря

В 2003 году случился настоящий бум «Пиратов Карибского моря». Созданный под руководством продюсера Джерри Брукхаймера и режиссёра Гора Вербински фильм «Проклятие чёрной жемчужины» не только доказал, что далеко не все картины про пиратов и водные приключения проваливаются, но и то, что если грамотно, аккуратно и  с душой подойти к делу, то те же похождения морских разбойников смогут возродить зрительский интерес к приключенческому фэнтези и даже стать новым культом. В случае с Брукхаймером и Вербински произошло не чудо, а правильный подбор компонентов: «Жемчужина» объединяла в себе адвенчер-элементы «Индианы Джонса», яркие характеры персонажей вестернов Серджио Леоне и дух легендарного диснейлэндовского аттракциона «Pirates of the Caribbean», под впечатлением от которого и возникла идея картины. Капитан Джек Воробей в исполнении Джонни Деппа завоевал сердца зрителей, превратившись в новую икону массового кино, а также показал, что по-настоящему талантливых актёров могут номинировать на различные награды и за роли экшн-героев (тому доказательство номинации на премии «Оскар», «BAFTA», «Золотой глобус» и признание Деппа коллегами наградой Гильдии киноактеров).

Джонни Депп в первой части «Пиратов Карибского моря», 2003

После подобного оглушительного успеха грех не снять масштабное продолжение с использованием всё тех же приятных качеств первого фильма франшизы и с замечательными нововведениями. «Сундук мертвеца», несмотря на прохладную критику, в простонародье всё равно считается одним из лучших блокбастерных сиквелов вообще, поскольку в нём было огромное количество врезающихся в память сцен, множество креативных решений и концептов. За создание образа Дэйви Джонса и команды «Летучего Голландца» фильм был отмечен всеми возможными призами и наградами в области спецэффектов (даже для вполне прогрессивного 2006 года это визуальное потрясение).

«На краю света» же страдает многими проблемами, включая жуткую затянутость (личное восприятие автора, прошу не судить строго) и наличием у зрителя бесконечных вопросов по сюжету. Но, честно говоря, на всё это становится плевать, как только ты приходишь к воспоминаниям и ностальгии по 2007-му году (у нашего автора Артёма Кузовенко вышел прекраснейший текст на данную тему). Тогда лента казалась практически идеальным экспириенсом, а сейчас стала своего рода «отпечатком счастливого времени». Как и финальная глава, третья часть, конечно же, для некоторых сработала на ура и мало кто видел смысл продолжать вполне законченную историю.

«Пираты Карибского моря-5», 2017

Продолжили, но без Гора Вербински. В режиссёрское кресло четвёртой серии сел Роб Маршалл, до этого поставивший «Чикаго» и «Мемуары гейши». Вот тут-то (пускай в предыдущей части и было эпичное завершение пиратской саги) должно было получиться нечто стильное и нетипичное для франшизы. Ан нет, «Странные берега» наоборот оказались блеклым и местами очень посредственным фильмом, где крайне трудно выделить цепляющие элементы. Понятия «скучно» и «неинтересно» уже заезжены, но по отношению к «Берегам» их невозможно не употребить. Фактически создатели дискредитировали франшизу без Вербински.

Пятых «Пиратов» ждали без особого трепета. Желание посмотреть отбивалось ужасной рекламной кампанией с безвкусными постерами и мутными трейлерами, намекающими на якобы низкое качество грядущей ленты. Не внушало доверие и участие режиссёрского дуэта норвегов Хоакима Роннинга и Эспена Сандберга, ведь за их плечами только одна  удачная полнометражная работа «Кон-Тики». Вдобавок, была большая вероятность, что их попытки скреативить могли бы быть отвергнуты Джерри Брукхаймером и боссами Диснея. Да и вообще, франшиза по своей сути уже заржавела и села на мель. 
Какой же всё-таки получился неожиданный итог.

«Пираты Карибского моря-5», 2017

«Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» — это два фильма в одном, где первая половина представляет собой удачную попытку частично реконструировать атмосферу первой части за счёт комбинации приятного юмора и приключенческой составляющей, а вторая, как бы поставленная в сравнение первому часу, настолько безбашенный триумф безвкусицы и глупых ходов, что смех буквально не остановить.

Первый час невольно можно назвать лёгкой версией «Пробуждения силы» Абрамса: вот старый герой, вот юнец, исполняющий функцию того старого героя из оригинального фильма, вот сюжетные мотивы оригинала и так далее. Это тонкое выполнение функции «лёгкой перезагрузки» (именно так Орландо Блум назвал пятую часть), которое портится лишь двумя аспектами — Кариной Смит и Генри Тёрнером, новыми главными героями. Они играют те же роли влюбленных, отведённых Элизабет Суонн и Уиллу Тёрнеру. Они попросту не обладают нужными качествами и не вызывают сопереживания со стороны аудитории. Слишком уж они диснеевские. Их любовная линия преподносится как-то слишком небрежно, поэтому и нет отдачи. 
Но даже Смит и Тёрнер не портят впечатление от первой половины.

В первом часе зрителя ждёт динамичное приключение в духе первых фильмов из серии «Пиратов Карибского моря» с достойным юмором, заставляющим расслабиться, а также лютым Деппом. Да, он пятый раз играет  Капитана Джека Воробья. Да, он в последнее время стал заложником этого образа. Да, он многих этим раздражает. Но в Деппе, чёрт возьми, до сих пор полыхает огонь и видно, что он кайфует, когда играет своего любимого героя.

«Пираты Карибского моря-5», 2017

Второй час же превратил хорошее приключенческое фэнтези в комедию из разряда «настолько плохо, что даже хорошо». Мы с вами, конечно же, любим «Пиратов» за их игру с логикой и сценарные выходки, а когда эти выходки вызывают смех и восхищение, то это тем более бесценно. После (спойлер!) трагической смерти близкого человека одной героини, один персонаж не побоится спросить её нерпинуждённым и спокойным голосом: «У тебя всё хорошо?». Стоит вспомнить и то безумие, которое начинается, когда герои используют сюжетный макгаффин, или же когда двухминутная сцена с атакой акул трансформируется в настоящий «Шаркнадо». Сразу возникли ассоциации с последними частями «Форсажа»: там полно подобного бреда, от которого нужно получать удовольствие. Столько всего нелогичного, но при этом не вызывающего чувства отторжения.

«Пираты Карибского моря-5», 2017

Опасения по поводу Роннинга и Сандберга не подтвердились. Наверное это те режиссёры, которые ранее смотрели и даже испытывали фанатские чувства к оригинальным фильмам Вербински и решили под благословление Брукхаймера отдать дань уважения первым «Пиратам Карибского моря». Однако, сделали они это в форме полупровокационной, без новаторских идей, поразительных концепций, но с дико странным сценарием, с хорошей постановкой первой половины, с абсолютной развязностью во втором часу и с Хавьером Бардемом в роли мстителя (Салазар, кстати, довольно типичный злодей).

«Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» — это далеко не идеальный, местами паршивый, но в тоже время очень приятный и воодушевляющий аттракцион. Постыдное удовольствие? Возможно. Но только после просмотра вы вряд ли пожалеете об увиденном, если, конечно же, расслабитесь и не будете воспринимать всё слишком серьёзно.

Автор: Иван Родин.

Фото: WDSSPR. 

Комментарии: