«Человек на Луне»: Большой шаг для Дэмьена Шазелла

Перед посадкой учебного самолёта пилот едва не теряет самообладание. В голове — гнетущие мысли, снаружи — бескрайний горизонт. С трудом справившись с управлением, он приземляется в пустыне. Как только пыль рассеивается, действие сменяется чередой кадров: семья, работа, смерть дочери, снова работа и, наконец, новые риски, впоследствии ставшие предтечей тому событию, которое навсегда вписало имя Нила Армстронга в историю.

«Человек на Луне» — четвёртый по счёту фильм в карьере Дэмьена Шазелла и первый, снятый им не по собственному сценарию. Книгу Джеймса Р. Хэнсена «Первый человек: Жизнь Нила О. Армстронга» адаптировал Джош Сингер, автор «В центре внимания» и «Секретного досье» — консервативных и пропитанных гуманизмом фильмов по реальным событиям, подобные которым, несмотря на их эмоциональную скупость, часто номинируют на всевозможные кинопремии.

«Человек на Луне», реж. Дэмьен Шазелл, 2018

Похожая участь могла запросто постичь и «Человека на Луне» и тем самым похоронить талант амбициозного режиссёра в тени вымученного социального высказывания. К счастью, этого не случилось, и рвение Шазелла взяло верх. Нет, у фильма не будет проблем с номинациями на «Оскар», однако его исполнение, вероятно, разойдётся с ожиданиями зрителей: вместо того, чтобы на позитивной ноте пересказать биографию Армстронга, Шазелл выжал из неё лишь самое необходимое и сделал краеугольным камнем истории одержимость человека собственной целью — то, чем были преисполнены герои его прошлых фильмов.

Переступать через тернии судьбы вместе с Армстронгом в каком-то смысле придётся и зрителю. Путь к заветному соткан из боли утрат, ошибок и размеренной рутины, и Шазелл кадр за кадром неторопливо протаптывает эту многострадальную стезю, в самые ответственные моменты оставаясь немногословным. За двухчасовой сеанс в зале вздохнёт не один зритель: кому-то не хватит действия, кому-то — зрелища. Но если забыть про избитые запросы и углубиться в происходящее, то можно заметить, что режиссёр не просто обращается к любимой теме, а подходит к ней с иной стороны. По-настоящему мечта прекрасна не столько желанием или возможностью её исполнить, сколько тем, что её наличие дарит человеку новую жизнь.

«Человек на Луне», реж. Дэмьен Шазелл, 2018

Армстронг чтит память о дочери, но не даёт воспоминаниям утопить себя в скорби. Полёт на Луну – не пафосная ода патриотизму. Это шанс выпустить из рук стропы прошлого и начать жить заново, к чему капитан Ковальски однажды подтолкнул убитую горем Райан Стоун. Но перед шагом на каменистую поверхность Армстронга ждёт серия ударов судьбы —  от гибели товарищей до давления чиновников. Выдержать их (а он обязательно выдержит) — значит победить убийственную меланхолию, которая ясно читается в глазах Райана Гослинга и Клер Фой.

«Мы не опередим СССР, но можем решить другие задачи», — заявляет один из героев в начале фильма. Эти слова можно считать смыслообразующими, поскольку Шазелл намеренно дистанцируется от международных трений в пользу более личной истории, оставляя за собой политический нейтралитет. В «Человеке на Луне» никто не прославляет США и не критикует СССР, а за отсутствие американского флага в ключевой сцене режиссёру уже успели приписать «пощечину американскому обществу». И надо отдать должное Шазеллу: он до финальных титров остаётся верен не американским, а общечеловеческим мотивам и завершает фильм знаменитой речью Кеннеди о том, что высадка на Луну необходима не потому, что это легко, а потому что трудно.

«Человек на Луне», реж. Дэмьен Шазелл, 2018

Пусть подвиг Армстронга и не является для многих тайной, Шазелл смотрит на него как на встречу с неизведанным. Подъём на борт «Аполлона-11» равносилен шагу в пустоту, сулящему опасность провалиться в пучину душевной боли, но надежда одолеть её, встать и продолжить путь превыше всех рисков. Шазелл смело выходит за рамки предвзятости, заразившей Голливуд оскаровскими амбициями. Он опускает пропаганду ценностей, предубеждения и популизм, чтобы воспеть силу человеческого духа. И это прекрасно.

Подписывайтесь на нас в Telegram. Ну пожалуйста. Ну чего вы.

Комментарии: