Эстетика не немертвого: «Новая эра Z»

Введение

Тематика живых мертвецов плотно укоренилась в киноведческом дискурсе. Помимо массовой популярности этого феномена стоит отметить распространение данной темы в философских, культурологических и социологических исследованиях. Мы заведомо обойдем стороной вопрос эволюции образа оживших мертвецов. В русскоязычной среде данный вопрос разбирается в работе Александра Павлова («Постыдной удовольствие», главы «Телемертвецы: эволюция образа зомби» и «Зомби 2: другой взгляд на живых мертвецов»), а также в исследованиях Дмитрия Голынко-Вольфсона (например, «Век живых мертвецов: XX столетие глазами зомби. О философии, этике и биополитике зомби»). Попытаемся также минуть этическое и (био)политическое измерение рассмотрения фигуры зомби. В свете переоценки гуманистической, антропоцентрической картины мира, интересно изучить изменение категории эстетического в феномене undead.

«Аннигиляция», реж. Алекс Гарленд, 2017

В исследовании эстетического вопроса зомби мы ограничимся лишь одним фильмом и попытаемся вписать его в некий (условный) перечень современных эко-хорроров, которые становятся предметами исследований всё больше и больше (особенно после выхода в прошлом году «Аннигиляции» (реж. Алекс Гарленд, 2017)). Для жанра эко-хоррора характерна проблематика негативного воздействия на природу человеком, и, как следствие, возникновение страха перед последствиями. Экосистема становится вместилищем монструозного, чуждого, враждебного человеку. Можно интерпретировать зомби как часть этой системы. Фильмы про оживших мертвецов, в первую очередь, относятся к био-хоррору, для которого характерно особое внимание к человеческому телу и его трансформациям. Именно об эстетической связи этих двух поджанров мы поговорим далее.

1

Фильм, о котором идет речь, в русском прокате озаглавлен как «Новая эра Z» (реж. Колм Маккарти, 2016). Если обычное представление о живых мертвецах предполагает гниение, разложение, смердение, то есть нечто отталкивающее, пугающее, отвращающее, то в данном фильме мы имеем дело с той категорией, которая на долгом протяжении в культуре вызывала умиление и доверие — это дети.

«Новая эра Z», реж. Колм Маккарти, 2016

С самого начала хочется выделить то, как представляются инфицированные в этом фильме. Уже на уровне означающего во всей истории ни разу не встречается слово «зомби». Зараженных называют «кусачими». Сам выбор в сторону прилагательного для описания живых мертвецов изначально является тонким ходом, так как происходит отделение от объективации, упразднение предметности. Описание происходит только через характеристику (прилагательное). Точно такое же означивание (significance) «зомби» используют герои сериала «Ходячие мертвецы». Важно и то, как именно происходит заражение: болезнь вызывается грибковой инфекцией. С точки зрения современного философа Бена Вударда, грибы — это материальная импликация некоего зловещего Оно, не обладающего даже подсознательными и бессознательными импульсами («Динамика слизи»). Изначально гриб оказывается вирусом, который захватывает (обволакивает) мозг, а затем и все тело. Однако детский организм (они были заражены ещё в материнском утробе) оказывается не до конца сформирован, и грибы существуют с ним в симбиозе. Это и есть «новое поколение».

2

После описания того, чем являются инфицированные, стоит обратить внимание на то, как выглядят взрослые зараженные. С одной стороны, это, уже ставший классическим, один из видов живых мертвецов — быстрые зомби, с другой, в этом фильме они оказываются вписаны, внесены в природную среду: проросшие, слитые с деревьями, раскачивающиеся, словно ветви. Интересно то, что режиссер черпал визуальное вдохновение из фильма 2010 года «Монстры» (реж. Гарет Эдвардс), в котором грибная инфекция распространялась в опасной зоне, преимущественно на деревьях. В «Новом поколении» зараженные люди оказываются частью экосистемы, они не выделяются из нее, но вписаны в нее. В «Аннигиляции» мы наблюдаем (спекулятивно проследив развитие этого образа) растения в антропоморфном виде. Такие метаморфозы и являются новой категорией эстетического.

«Монстры», реж. Гарет Эдвардс, 2010

В наше время глобальной урбанизации экосистема оказывается чем-то внешним, опасным, враждебным. На этой грани сближения—отдаления и рождается эстетическое чувство. Одно из базовых определений «возвышенного» для классической эстетики дал Кант в «Критике способности суждения», определяя это чувство через удовольствие, связанное со страхом. В пост-классической чувствительности страх вызывает не сама природа (человека в том числе), а ее изменение. В этом смысле мы не можем мыслить категорией возвышенного. В «Монстрах» мутирует сама природа, в «Новом поколении» люди мутируют (в природу), а в «Аннигиляции» мутация происходит на глобальном уровне, подрывая не только физическое представление, но и метафизическое. Страх представляется самим собой. Происходит диалектическое развертывание ужасного и прекрасного. Именно диалектика чувства близости — дальности от объекта рождает чувство эстетического. Так, человек в «Новом поколении» становится не просто опасным зомби, который вызывает чувство страха и отвращения, но и частью экосистемы, из чего рождается чувство прекрасного (как связь форм).

3

Чтобы подвести некий итог в разговоре о «Новом поколении Z» нельзя не упомянуть детей в фильме. В оригинале фильм называется «The Girl with All the Gifts» — «Девочка со всеми талантами». Мелани является центральным персонажем, который содержит в себе этический посыл фильма. Однако важнее не этическое вопрошание: «мы живые, от нас нельзя избавляться», а, скорее, присутствие сублимирования в экономии желания у Мелани.

«Новая эра Z», реж. Колм Маккарти, 2016

Если «классические» зомби оказываются вынесенными, отброшенными, спрятанными, то теперь ситуация переворачивается: в фильме единственный выживший человек — это учитель Хелен. Она становится «редким растением», которое контролируется в некоем огражденном пространстве. Нельзя сказать, что эта договоренность является каким-то остатком антропоцентрического взгляда (педагог продолжает учить детей-зомби), вероятно концовка фильма обличает Мелани как желающую. Желающую на уровне означающего (наслаждение от речи). Этот спорный аспект требует дальнейшего разбора с целью переоценки фигуры undead’а в современной культуре.

Автор: Георгий Мелентьев. 

Библиография:

  1. Вудард Б. Динамика слизи. Зарождение, мутация и ползучесть жизни
  2. Голынко-Вольфсон Д. Век живых мертвецов: XX столетие глазами зомби. О философии, этике и биополитике зомби
  3. Голынко-Вольфсон Д. Вампир versus зомби: заметки по культурной монстрологии
  4. Жижек. Глядя вкось
  5. Кант И. Критика способности суждения
  6. Комм Д. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов
  7. Павлов А. Постыдное удовольствие
  8. Russell J. The complete history of zombie cinema
  9. Vuckovic J. Zombies! An Illustrated History of the Undead

Автор текста

Георгий Мелентьев
Георгий Мелентьев
Автор. Просто автор.
Ещё статьи от этого прекрасного человека

Комментарии: