«Джон Уик 3»: Третий раз — ножом в глаз

Третий «Джон Уик» не церемонится и начинается ровно там же, где пару лет назад закончился второй: измученный, немытый, натворивший дел героя Киану Ривза косолапо бредёт по дождливому Нью-Йорку. Рядом семенит верный пёс (скоро сменится верным конём — Стахелски любит преумножать), а кругом, разумеется, полчища коллег по цеху, готовящиеся нанести ответный удар. Уику присваивают статус «экскомьюникадо» — за голову пуленепробиваемого нарушителя священных правил гарантируется награда в 14 миллионов. Спустя время сумма увеличится на миллион, количество желающих её получить — плюс-минус на столько же (на самом деле нет, но кто считает трупы). 

Трудно поверить: Чад Стахелски, когда-то заменивший погибшего Брэндона Ли в «Вороне», после дублировавший Киану Ривза в «Матрице» и сделавший массу других хороших дел для голливудских боевиков, вдруг сам стал их добросовестным и маститым поставщиком. Неудивительно: учился Стахелски у великих. Наблюдал за буйством тёмной фантазии Алекса Пройаса и тогда ещё братьев Вачовски, как губка впитывал самые мелкие нюансы создания экшн-фильмов и точно много смотрел. Такой Шейн Блэйк, но немножко другой. Вот и первый «Джон Уик», нарочито исполненный в духе крепкого боевика класса «B», за пять лет превратился в киноманское удовольствие — стоит ли напоминать о первых минутах сиквела, где в кадре возникает Бастер Китон (отнюдь не случайно)? 

«Джон Уик 3», реж. Чад Стахелски, 2019

Уик вновь виртуозно убивает, вновь использует самые неочевидные подручные средства для обезвреживания врагов. Не пройдёт и десяти минут, как одному нетерпеливому киллеру-баскетболисту Баба Яга сломает шею пудовым томиком «Русских народных сказок» Александра Афанасьева, из которого предварительно был вынут православный крест — тоже неплохое оружие. И вновь лицо Уика не выражает ничего, кроме бесконечного страдания и усталости от всего. О клюкве сценаристы тоже не забыли, зато с сахаром: по сюжету Уик возвращается в свою альма-матер, кинотеатр имени Андрея Тарковского, где Анжелика Хьюстон (подозрительно похожая на Марлона Брандо), окруженная злыми русскими Николаями-охранниками, ставит балет. Если бы это было не намеренно — грош «Уику» цена, но триквел традиционно саморазоблачается, осознанно примешивая к себе самые пошлые жанровые штампы. Дальше — спойлер: в середине Уик окажется в Касабланке, встретит нестареющую Холли Берри с двумя обаятельными боевыми собаками, а после в режиссёрской кресло ненадолго сядет Дэвид Лин и покажет вам Киану Аравийского, бредущего по пустыне в поисках шейха-покровителя всех киллеров мира. Да. 

Уик — это миф, сотворенный им же самим за пару недель из-за убитого щенка. Ну, а вы думали — тут сложно не отомстить. Теперь киллеры не просто бросаются на него с целью перерезать горло и после забрать жирный чек, но предварительно одаривают экс-коллегу комплиментами и считают честью драться с таким великим человеком. А он, бедный, вторую неделю переживает какие-то совершенно страшные уровни рефлексии. В нём кипит непонятное, практически необъяснимое желание жить дальше — и две части вопрос «почему бы тебе не умереть прямо сейчас?» не даёт покоя. Уик на него отвечает — и это действительно трогательный, человечный и самый милый момент за всю трилогию.

«Джон Уик 3», реж. Чад Стахелски, 2019

Отдельные эпизоды достойны особого упоминания, кое-какие и вовсе разойдутся на цитаты (безотносительно того, что сами они и есть цитаты — как финальная бойня в отеле «Континенталь», нежно подмигивающая шедевру Карпентера «Нападение на 13-й участок»), но одними драками, бунюэлевскими ножами в глаз и мотоциклетными дуэлями на самурайских мечах, да даже двадцатиминутной дракой в зеркальной комнате а-ля «Леди из Шанхая», уже сложно удивить. Стахелски не переизобретает формулу, как он сделал это в сиквеле, превратив его в зубодробительный, безостановочный и насыщенный кульбитами боевик в духе «Рейда». Третий же фильм слегка буксует, но с поправкой: в нём Уик начинает приобретать характер и наконец дико устаёт. Кажется, вместе со зрителем — смотря на его запотевшую рубашку, так и тянет шагнуть в кадр, снять и постирать. Ему, Уику, желаешь если не смерти, то хотя бы каземат, чтобы отдохнул как человек и не портил жизнь ни себе, ни другим. 

Ещё не отмучился — нас точно ждёт продолжение. «Хочешь мира — готовься к войне», — гласит подзаголовок триквела, так что в следующем фильме убийства точно приобретут промышленные масштабы. Но также хочется верить, что сценаристам хватит ума подвести историю к логичному и закрытому концу. Тем не менее, франшиза «Джон Уик», повторюсь, идеальное киноманское удовольствие: всё-таки невозможно не видеть в Киану Ривзе инкарнацию Бастера Китона, да и о других синефильских интеграциях Стахелски уже сказано. И, конечно, мысль о том, что у тебя есть только ты, дружбы не существует, trust nobody, самое главное — любовь и пёсики, — совсем уж запредельно откровенная и мудрая. Жаль, не итоговая. Но, будем надеяться, в четвёртой части авторы добавят нечто новое. Например, наденут на Джона Уика чистый костюм. Уже хорошо. 

Автор текста

Павел Мальцев
Павел Мальцев
Основатель, главный вредный. Как жить без кино — не знает.

Комментарии: